Власти Северной Осетии не спешат выстраивать двусторонний канал коммуникаций с обществом, что наглядно показала история с переносом памятника народному поэту Коста Хетагурову. Общественность республики массово объединилась против решения перенести с улицы во двор музея скульптуру поэта, которую власти сочли недостаточно величественной. По словам политолога Руслана Лекова, власть мониторит ситуацию, однако пока никак не обозначила свою позицию и не ответила на призывы общественности к диалогу.
Противники демонтажа памятника осетинскому поэту Коста Хетагурову работы скульптора Владимира Соскиева написали петицию главе республики Вячеславу Битарову и провели акцию протеста рядом со скульптурой. Поводом для переноса памятника с проспекта Мира во Владикавказе во двор музея поэта стала его «камерность» и «человечность». Власти сочли, что знаменитый осетинский поэт не может выглядеть тщедушным, он должен олицетворять величие. Общественность с этим решением не согласилась и начала акции протеста сначала в соцсетях, а затем и у памятника Хетагурову.
По словам политолога Руслана Лекова, подобного единодушия и массового протеста в республике не было очень давно. «Вопрос памятника консолидировал общество настолько, насколько его не смогли консолидировать социальные проблемы – безработица, экология, низкие зарплаты. Я рассматриваю это объединение как позитивный фактор, тем более что почвой для объединения стали не конфликты и социальные протесты, а наши культурно-исторические корни. Культурная и научная элита республики выступила настолько мощным общим фронтом против переноса памятника, что, я думаю, это невозможно будет не заметить властям. Другое дело – какая реакция последует на это. Общественные институты сейчас заняли достаточно нейтральную позицию. И мы наблюдаем некое столкновение интересов», – рассказывает эксперт.
По его мнению, в течение недели будет ясно, насколько людям удастся донести свое мнение до властей. Однако пока коммуникации с властью идут в одностороннем порядке. «Сейчас они пытаются найти каналы коммуникации с властью, но результат пока не ясен. Что же касается ответного движения со стороны властей, то очевидно, что администрация республики, безусловно, мониторит ситуацию. И высказывания в соцсетях, и митинг у памятника они заметили, – уверен Леков. – Власть в курсе и знает о том, что есть противники переноса и есть сторонники переноса. Вопрос в том, на чью сторону склонится чаша весов. Как власть определит баланс выгоды и издержек. Если издержек будет больше, то, надеюсь, власть увидит это, поймет и отступит от этого решения. И памятник останется на месте».
Эксперт отметил, что выжидательная позиция характерна и для республиканских властей в целом, и для главы республики в частности. И данная ситуация это подтверждает, власть даже не пытается публично и аргументированно обозначить свою позицию. «К сожалению, пока республиканская власть никак не донесла свою точку зрения и никак не обозначила свою позицию. Не было ни комментариев, ни публичных заявлений любой направленности. Было сказано министром культуры, что он поддерживает перенос, но это нигде не было подано как официальная точка зрения, не говоря уже об аргументах в пользу данного решения», – резюмирует политолог.