Ровно год назад, 15 декабря 2024 года, крушение танкеров «Волгонефть-212» и «Волгонефть-239» привело к разливу тысяч тонн мазута, поставив под удар экосистемы и экономику Черноморского побережья. Сегодня, по оценкам Российской академии наук и Минприроды, собрано свыше 90% разлившегося мазута, но угроза вторичного загрязнения и фундаментальные вопросы остаются.
За прошедший год правительственной комиссией под руководством вице-премьера Виталия Савельева была проделана масштабная работа.
Ее ключевые итоги:
– собрано более 185 тысяч тонн загрязненного песка и грунта, из которых 160 тысяч тонн утилизировано;
– в марте 2025 года откачан мазут из кормы танкера «Волгонефть-239», а сама корпусная часть утилизирована. Осенью водолазы завершили сбор осевшего на дне мазута в прибрежной зоне;
– обезвреживание затонувших частей танкеров – наиболее сложная задача. Для этого было принято решение об установке трех коффердамов (специальных саркофагов). Первый, «размером с пятиэтажный дом», уже установлен, и из него удален основной объем мазута. Работы по второму и третьему продолжаются. Полная утилизация запланирована на 2026 год.
Несмотря на прогресс, ситуация остается напряженной по нескольким направлениям.
Экология
По оценкам экологов, долгосрочный ущерб экосистеме от разлива тяжелого мазута может проявляться многие годы. При этом риск вторичного загрязнения побережья при сильных штормах, как это было в конце октября, продолжает вызывать тревогу у местных жителей.
Экономика и туризм
Главный экономический удар пришелся по туризму. Если в 2024 году Анапу посетили 5.5 миллионов человек, то в летнем сезоне 2025 года курорт, по разным оценкам, потерял от 1,5 до 2 миллионов туристов. Восстановление имиджа идет медленно.
Правовые и системные угрозы
Ключевые вопросы остаются нерешенными. Компенсация ущерба в 85 млрд рублей не определена: владельцы нефтепродуктов, по словам члена экологической комиссии совета при губернаторе Краснодарского края по развитию гражданского общества и правам человека Евгения Витишко, дистанцируются от ответственности.
Системные уроки из прошлого не извлечены – после аналогичной катастрофы 2007 года правила перевозок ужесточены не были, что сохраняет риски использования устаревших танкеров.
Будущее Анапы
Восстановление доверия туристов стало ключевым вызовом. Глава Кубани Вениамин Кондратьев заверил, что курортный сезон 2026 года в Анапе состоится. Однако решение зависит от комплекса факторов: завершения работ по установке коффердамов, отсутствия новых выбросов и официального подтверждения безопасности пляжей Роспотребнадзором.
Политолог Андрей Гусий дал оценку ситуации, которая остается актуальной и сегодня. «Судя по таймингам работ в проливе, мое предположение оказалось верным, все делается так, чтобы успеть до «прямой линии» президента России Владимира Путина. Кто как не глава государства должен поставить точку в этой истории. А вот если он промолчит и вопрос не появится в эфире, то это будет тревожный знак», – сказал эксперт.
