2021г. для курортов Кавказских Минеральных Вод стал ключевым за всю новейшую историю страны. Впервые территория будет развиваться комплексно, по плану, принятому правительством РФ. За ближайшие пять лет в инфраструктуру курортной агломерации будут вложены рекордные 50 млрд руб. Как отразится на курортном регионе масштабная инфраструктурная реформа и какие политические шаги потребуются для ее эффективной реализации, рассказала «Клубу Регионов» политолог, доцент Северо-Кавказского филиала РАНХиГС Екатерина Агеева.

– Города КМВ системно не развивались с советских времен, любое новое строительство ложилось дополнительной нагрузкой на изношенную коммунальную инфраструктуру. Сейчас региону предстоят большие преобразования. Как это повлияет на него?

– Сейчас мы видим, что Кавминводам действительно уделяют внимание как курорту федерального значения. Еще в начале 90-х был принят документ о рекреационной зоне, но ни в правовом, ни в строительном плане наша территория практически не развивалась. Не было и комплексного подхода к КМВ как к центру оздоровительного туризма. В основном мы получали дотации на поддержание ситуации в стабильном состоянии, но не на развитие. Но сейчас подход иной.

Распоряжение правительства, о котором мы говорим сегодня, – это проработанный документ, разработка которого шла в течение полугода. 15 июня премьер Михаил Мишустин встретился с руководителями регионов СКФО и городов КМВ, и только в октябре документ о перечне мероприятий был опубликован.

По нашим оценкам, туристический потенциал Кавминвод сегодня используется менее чем на 10%. Вряд ли за пять лет его удастся поднять до 100%, но как минимум вдвое он может увеличиться. На это будут влиять разные факторы, в том числе международные. По-прежнему актуален вопрос пандемии: мы не знаем, каковы будут последствия, даже в ближайшем 2022г. Но однозначно Кавказским Минеральным Водам предстоят огромные преобразования: строительство дорог, изменение всех коммунальных процессов. Это очень непростой, небыстрый процесс.

– Каким, на ваш взгляд, будет подход к реализации масштабной федеральной программы в регионе? Свидетельствует ли сам факт вложения столь крупной суммы в развитие территории о доверии губернатору Владимиру Владимирову как управленцу?

– Федеральная поддержка говорит о том, что уровень доверия к руководству региона достаточно высок. С одной стороны, фактически сегодня КМВ развиваются как агломерация: общий рынок труда, общие ценности, общее внимание со стороны федцентра. И для динамичных изменений нужен именно федеральный государственный подход. С другой стороны, регион тоже должен активно участвовать в процессе, решая локальные вопросы, поскольку применить эти изменения без государственно-частного партнерства будет очень сложно. Когда начинаются большие федеральные стройки, это затрагивает предпринимателей. Соответственно, в аспекты деятельности региона будет входить задача взаимодействовать с бизнесом, гражданами. Это направление тоже нужно продумать заранее.

– Курорты КМВ по бальнеологической ценности сопоставимы с европейскими, но благоустроены значительно меньше. Раньше развитие шло неравномерно за счет активности глав некоторых муниципалитетов и внимания федерального центра конкретно к Кисловодску. Как изменится ситуация при реализации проекта?

– Мы как-то все время сравниваем с Европой, и, возможно, зря. Я побывала в разных европейских странах, и там тоже есть много вопросов к инфраструктуре и комфортности. Например, мы украшаем города иллюминацией, полностью освещаем их, а в Европе очень экономно подходят к этому вопросу, там такого количества света нет. Опять-таки европейские курорты, европейская экономика абсолютно рыночная, в ней главную скрипку играет бизнес, и он считает свою прибыль. Поэтому я не знаю, стоит ли нам здесь ориентироваться на чужой уровень развития курортов. На мой взгляд, нужно сохранять свою экологию и свои ценности, использовать государственный подход, но и считаться с интересами людей на местах.

– Одна из перспектив – создание суперкластера КМВ – Сочи, связанного дорогой через горы. Насколько вероятно, что проект воплотится в жизнь, и какие изменения за этим последуют не только для Ставрополья, но и для Юга России в целом?

– Проект очень амбициозный, он существует давно, и периодически к нему возвращаются. С точки зрения быстроты и целесообразности, наверное, он нужен. Изменит ли это возможности более рационального использования этой территории, пока трудно сказать. Мне кажется, здесь все-таки надо думать постепенно. У нас еще явно на тех же Кавминводах не хватает общей логистики. Не стоит забывать, что в КМВ входит часть Карачаево-Черкесии и Приэльбрусья (КБР). И важно, чтобы в первую очередь Кавминводы были логистически доступны во всех направлениях, чтобы можно было доехать к месту отдыха из аэропорта и от железнодорожного вокзала не только на такси. А в отдаленной перспективе это интересный проект, который может принести пользу.

Более того, кроме дорог и другой инфраструктуры, нужны люди, которые будут обеспечивать реализацию всех процессов курортного обслуживания: администраторы отелей, горничные, официанты и повара, представители рабочих специальностей. Их явно не хватает, в них будет потребность. В перечне мероприятий программы, утвержденной правительством, указано, что должны быть обучающие семинары для государственных и муниципальных служащих, кредиты для малого бизнеса, обучение, в том числе представителей бизнеса, но мне кажется, что не менее важно акцентировать внимание на подготовке кадров для туристической сферы. Всю обновленную инфраструктуру нужно будет наполнить жизнью. В этом состоит задача региона.