В Архангельской области в феврале депутаты облсобрания рассмотрят законопроект о детях войны. Принятие закона инициировал губернатор Александр Цыбульский, накануне особенности документа обсудили на заседании совета политических партий. Напомним, в 2022г. для принятия консолидированного решения по новым мерам поддержки была создана рабочая группа, в которую вошли представители разных политических сил, общественники и представители ветеранских организаций. Изучив опыт других регионов, где подобный закон уже действует, посоветовавшись с общественными ветеранскими организациями, в рабочей группе приняли решение выйти с инициативой установления статуса «дети войны» в отношении граждан, родившихся с 1 января 1927г. по 31 декабря 1945г. В Архангельской области под этот критерий подпадают 41,4 тыс. человек.

«Все эти люди уже достаточно преклонного возраста, в их отношении действуют разные социальные льготы. Самое главное, чтобы вносимые на рассмотрение предложения не уменьшали действующие меры поддержки, а дополняли их», – предложил губернатор. Он поручил правовому департаменту областной администрации совместно с Минтруда и соцразвития разработать законопроект, в котором будут учтены предложения рабочей группы. Документ внесут на рассмотрение на февральской сессии областного собрания депутатов.

Зампред Общественного совета при Минтруда и соцразвития РФ Елена Тополева-Солдунова отмечает, что действия руководства Архангельской области показывают, что там понимают важность этой темы. Также она считает, что это полностью соответствует федеральному тренду по реализации социальной политики и поддержки пожилых граждан. Эксперт полагает, что, несмотря на то что новый региональный закон будет распространяться на довольно узкую группу граждан, позитивный эффект от его принятия может быть гораздо шире, ведь у родившихся до и во время ВОВ есть свои дети, внуки, другие близкие. «Думаю, это отразится на гораздо более широком круге людей и будет иметь позитивный общественный резонанс. При этом я думаю, что исследование, которое провели в регионе, помогло выявить потребности этих людей, то, что им больше всего нужно, чтобы качество их жизни было высоким», – говорит собеседница «Клуба Регионов».

Напомним, в прежние годы неоднократно рассматривался вопрос о принятии закона о детях войны на федеральном уровне, но пока это остается прерогативой регионов. Как пояснила в интервью «Клубу Регионов» заместитель директора Института социальной политики ВШЭ Оксана Синявская, с 2005г. принятие всех мер по социальной защите является прерогативой регионов, в том числе и принятие закона о детях войны. «Федеральный мандат – это пенсионное обеспечение, но большинство мер социальной поддержки реализуются на уровне регионов, и это вообще общемировая тенденция, связанная с тем, что на региональном уровне власти могут лучше соотнести потребность в социальных программах и свои финансовые возможности», – говорит эксперт. Она поддержала решение архангельского губернатора принять в отношении детей войны принципиально новые меры поддержки. По ее словам, в разных регионах к набору таких мер подходят по-разному: где-то оказывают натуральную помощь, где-то компенсируют часть расходов на коммунальные услуги, где-то помогают с приобретением лекарств.

Синявская добавила, что сейчас избежать дублирования мер поддержки реально благодаря созданию единой цифровой системы их учета. «Этим как раз занимается Социальный фонд, созданный на базе ПФР и соцстраха. Они создают единую базу мер поддержки уже не первый год при активном участии самих субъектов РФ. Потому в регионах есть информация, какие меры поддержки люди уже получают, и они могут определить, чего конкретно не хватает данной целевой группе», – пояснила представитель ВШЭ.