Открытое обращение на имя Владимира Путина с жалобой на действия губернатора Александра Богомаза и его замов Александра Коробко и Юрия Филипенко опубликовал журналист Александр Чернов. Он утверждает, что власти запрещают независимым СМИ посещать официальные мероприятия с участием главы региона. Ранее стало известно о попытках Филипенко привлечь к ответственности два издания за публикацию неверной, по его мнению, информации, связанной с коронавирусом. Политконсультант Дмитрий Фетисов связывает скандал со скорыми выборами губернатора, а нервную реакцию властей на него – с тем, что из-за плохой противоэпидемической работы брянский губернатор опустился в группу риска и сегодня его переизбрание на второй срок выглядит уже не таким очевидным.
Главный редактор независимого издания «Брянский ворчун» Александр Чернов опубликовал открытое обращение на имя Владимира Путина с жалобой на действия губернатора Александра Богомаза. Чернов сообщил, что его независимое издание «регулярно подвергается нападкам» со стороны правительства Брянской области, Богомаза и его замов Александра Коробко и Юрия Филипенко. Также он рассказал, что независимым изданиям не дают аккредитации при правительстве и облдуме и не пускают на регулярные брифинги о ситуации по коронавирусу, которые проводят губернатор и директор департамента здравоохранения Андрей Бардуков.
В беседе с «Клубом Регионов» Александр Чернов рассказал, что разделение СМИ на угодных и неугодных региональным властям действует пять лет. «Этого не было только в первый год, когда он только пришел к власти [был назначен врио губернатора в 2014г.] и хотел всем понравиться. Тогда проводились неформальные брифинги, какие-то коллективные выезды журналистов на турбазы и так далее. А потом, как только он избрался, отношение резко поменялось: появилось чванство и так далее», – сказал он. По словам Чернова, в последний раз на мероприятие с участием губернатора его приглашали в августе 2019г., когда Богомаз проводил большую пресс-конференцию. На ней журналист, по его словам, задал главе региона два, на его взгляд, острых вопроса, после чего супругу Чернова уволили из департамента социальной защиты, а его самого «больше никуда не приглашали».
Чернов утверждает, что такая селекция СМИ связана не только с коронавирусом и необходимостью рассадки журналистов на брифингах на безопасном расстоянии. Подобное поведение со стороны пресс-службы наблюдалось и ранее, например при проведении брифинга губернатора в декабре прошлого года, говорит журналист. Однако эпидемия, по его мнению, сделала региональную власть еще более закрытой для независимых СМИ. Например, первый брифинг о ситуации с коронавирусом Богомаз провел в начале апреля 2020г., и, по словам Чернова, в рассылке пресс-службы говорилось, что присутствовать на нем могут только представители телеканалов, а всех остальных журналистов попросили прислать свои вопросы на почту. Позже выяснилось, что на мероприятии присутствовали сотрудники приближенных к власти печатных изданий. О других брифингах Богомаза и Бардукова широкому кругу журналистов уже не сообщали.
«В конце концов, меня это просто взбесило. С одной стороны, Богомаз позиционирует себя как народного губернатора, но, с другой стороны, этот народ он понимает очень узко: это только те, кто говорит о нем хорошо и смотрит ему в рот», – заявил Чернов. При этом он подчеркнул, что губернатор не жалеет денег на собственный пиар и что совсем недавно был заключен миллионный контракт на освещение его деятельности на одном из региональных телеканалов.
Зампред комиссии Общественной палаты РФ по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций Константин Комков считает, что «власти лучше проводить открытые брифинги для СМИ». И даже во время коронавируса в ряде регионов находят выход из положения, переводя такие встречи в онлайн-режим, причем на них приглашают не только журналистов, но и местных блогеров, обратил внимание эксперт. «Моя позиция такова, что в наш век любое ограничение в допуске к информации, особенно к официальной, – это фикция и это неэффективно. Поэтому брянским коллегам, возможно, следует пересмотреть переход на онлайн-форматы», – считает Комков. При этом он полагает, что физическое присутствие журналистов на брифингах с Богомазом может быть ограничено санитарными требованиями. Комков также уверен, что сегодня любому органу власти выгоднее раскрывать информацию, чем скрывать ее, и допуск к информации, которая звучит на брифингах, «Брянский ворчун» может получить при помощи официальных запросов. «Если что, Александр Чернов может поработать и с нашей комиссией в Общественной палате», – добавил он.
«Но также мы понимаем, что в Брянской области в сентябре предстоят выборы губернатора. А господин Чернов является известным общественным деятелем. И здесь очень важно проводить четкую параллель, где идет воспрепятствование журналистской деятельности, а где – политической», – добавил Комков.
Чернов также сообщил «Клубу Регионов», что после заявлений замгубернатора Филипенко и «министра правды» Коробко на него были составлены два протокола о публикации недостоверной информации в материалах о коронавирусе. Напомним, ранее Филипенко пытался привлечь к ответственности за фейковые, на его взгляд, публикации два других независимых местных СМИ – телеканал «Городской» и «Новости Брянска».
Политический консультант, директор консалтингового агентства NPR Group Дмитрий Фетисов, комментируя конфликт региональных властей со СМИ, сказал, что ранее при Богомазе не было скандалов, связанных с недопуском журналистов на официальные мероприятия. При этом подобное, по словам эксперта, часто происходило при предыдущем губернаторе Николае Денине.
Фетисов связывает возникновение этого скандала со скорыми губернаторскими выборами. «Судя по всем действиям, происходящим в последний год, – а это и встреча с президентом, и утверждение Богомаза в качестве руководителя регионального отделения «Единой России», – создавалось впечатление, что этот человек получил одобрение на переизбрание и пойдет на выборы. Но тут начался коронавирус, и стала звучать критика в адрес Богомаза, все больше к нему появилось вопросов, он опустился в группу риска, и теперь его будущее не выглядит столь очевидным. Так что по понятной причине эта тема [недопуска СМИ] появилась именно сейчас, потому что если раньше не пускали, то это никого не волновало», – рассуждает эксперт. С этой же причиной он связал и попытки замгубернатора Филипенко «засудить» СМИ. «Когда стало понятно, что к Богомазу есть вопросы по борьбе с коронавирусом, кто-то в администрации, видимо, решил, что виноваты в этом журналисты, которые неверно освещают ситуацию. К работе информационного и внутриполитического блока Богомаза очень много вопросов, но конкретно по тем эпизодам у меня сложилось впечатление, что правда была на стороне областной администрации. Хотя методы, которые использовали при этом, – это свидетельство нервозности чиновников команды Богомаза», – резюмировал Фетисов.
Отметим, по данным на 6 мая 2020г., в Брянской области зарегистрировано 1367 больных коронавирусом – это 11-й по численности показатель в России. Жертвами эпидемии там стали 12 человек.