Губернатор Вологодской области Олег Кувшинников отказывается компенсировать РЖД убытки. В ответ железнодорожники грозятся отменить все электрички в регионе. Силы неравны, отмечают опрошенные «Клубом Регионов» эксперты, и главе региона вряд ли удастся договориться с одним из крупнейших в стране монополистов. Особенно с учетом того, что долги Кувшинникову перед РЖД достались от предшественника Вячеслава Позгалева.
С 1 января 2015г. «дочка» РЖД «Северная пригородная пассажирская компания» (СППК) отменяет все электрички в Вологодской области из-за отсутствия компенсации убытков со стороны правительства региона. СППК заявляет, что сумма убытков, которые понесла компания с 2011г., составляет почти 700 млн руб. За все это время перевозчики получили от области только 40 млн руб. компенсации.
Между тем губернатор Олег Кувшинников заявил, что концепция транспортного обслуживания РЖД неэффективна и противоречит интересам населения. Глава региона отказался оплачивать указанную железнодорожниками сумму и намерен вместо рельсового транспорта пустить по пригородным направлениям автобусы. «Если пригородная компания РЖД откажется от экономически обоснованного тарифа и с 1 января остановит пригородные поезда, мы развернем концепцию альтернативного транспортного обслуживания населения и организуем обслуживание комфортабельными пассажирскими автобусами со всех станций, которые ранее обслуживали РЖД», – сказал губернатор. В РЖД в ответ заявили, что Кувшинников вину «переваливает с больной головы на здоровую».
Депутат Законодательного собрания Вологодской области Дмитрий Башкирцев считает, что на сегодняшний день автобусами заменить электрички на 100% не удастся, потому что есть малонаселенные станции, где дороги находятся в очень плачевном состоянии. Хотя на деньги, которые запросила РЖД, можно отремонтировать все дороги, поменять схему пассажирского движения, делая ставку на автотранспортные перевозки, считает парламентарий.
Между тем Башкирцев в противостоянии РЖД и губернатора встает на сторону последнего, хотя понимает, что вес губернатора несопоставим с возможностями крупнейшей российской акционерной компании. «Основная вина лежит на РЖД, а не на правительстве области. Будучи монополистами, они пытаются общаться с регионами с позиции силы и выкручивают регионам руки. Они фактически не ведут переговоры, а ставят ультиматум. А с ультиматумами бороться очень сложно», – сказал депутат «Клубу Регионов».
По мнению политолога Андрея Патралова, Кувшинников попал в неудобную ситуацию фактически из-за своего предшественника, поскольку долги перед РЖД тянутся еще с тех пор, как регионом руководил экс-губернатор Вячеслав Позгалев. И если тогда, когда регион был «благополучным и профицитным», еще была возможность как-то договориться, то сейчас диалог с монополистом очень сложен. «То, что это стало предметом публичной дискуссии, говорит о том, что стороны не удержались в тиши кабинетов, а деньги любят тишину… В тиши кабинетов компромисс достигается быстрее, чем при публичных обвинениях. Бодаться с монополией чрезвычайно неблагодарное занятие», – заметил в разговоре с «Клубом Регионов» эксперт.
Депутат заксобрания Маргарита Савоськина также полагает, что автобусы в полной мере не заменят электрички, да и «электричество надежней, чем бензин, и подешевле». Как пояснила депутат «Клубу Регионов», сейчас невозможно спрогнозировать, смогут ли стороны договориться или нет: «Кувшинников отстаивает интересы жителей Вологодской области и в этом плане победа должна быть за ним по совести. А РЖД заботится только о прибыли».
Отметим, что с проблемой отмены электричек столкнулась не только Вологодская область. В РЖД заявили о том, что компания отменяет 500 пригородных поездов в регионах в следующем году. Однако в других регионах, в отличие от Вологодской области, областным властям удается оплачивать из бюджета хоть какую-то часть услуг железнодорожников, например, Ивановская и Архангельская области в 2013г. перечислили более 100 млн руб. каждая.