Предприниматели Иркутской области установили у здания правительства региона виселицу в знак протеста против вводимых властями карантинных ограничений. Эксперты отмечают, что подобные протесты «являются сигналом о том, что отсутствует диалог между региональными властями и бизнесом». Политологи считают, что региональным властям стоит «держать в уме» такую активность предпринимателей, учитывая предстоящие выборы в Госдуму.

В регионах продолжаются акции протеста предпринимателей против вводимых властями ограничений из-за пандемии коронавируса. Так, у здания правительства Иркутской области установили виселицу, на которую повесили манекен, символизирующий бизнес. Таким образом местные предприниматели отреагировали на установленные региональными властями ограничения, принятые на фоне распространения коронавируса. На манекен повесили таблички «кредиты», «налоги», «электроэнергия». Около табуретки стоял плакат: «Нет бизнеса, нет налогов, нет бюджета».

Помимо этой акции в Иркутской области также прошли одиночные пикеты в поддержку предпринимателей.

Политолог Алексей Петров отметил, что в настоящее время сложно сказать, насколько протестная активность представителей бизнеса может стать проблемой для властей Иркутской области с точки зрения подготовки к выборам в Госдуму: «Дело в том, что сейчас предприниматели выступают поодиночке, а если объединяются, то очень осторожно. Будет ли их протест как-то сыгран в политику – трудно сказать. Малый и средний бизнес могут стать какой-то силой, если объединятся или будут более активно себя вести. Но не готов сказать, что они могут помешать кому-то избраться или из своей среды выдвинуть какого-то кандидата. Но, безусловно, наличие рабочих мест – это и спокойствие в обществе. А когда появляются сотни неудовлетворенных ситуацией, то это головная боль для любого правительства. В любом случае региональным властям стоит держать в уме эту проблему с протестами предпринимателей. Часто бывают случаи, когда малый и средний бизнес может финансировать чьи-то избирательные кампании».

Стоит сказать, что представители малого и среднего бизнеса проявляют протестную активность не только в Иркутской области. Ранее заведения общепита Петербурга объединились против постановления губернатора Александра Беглова, ограничивающего время их работы и запрещающего работать в праздники. В Красноярском крае представители развлекательной сферы разместили в соцсетях свои обнаженные фото в знак протеста против запрета губернатором Александром Уссом новогодних мероприятий и корпоративов. «В первую очередь такие протесты являются ярчайшим сигналом о том, что отсутствует диалог между региональными властями и бизнесом, – сказал член комитета по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства ТПП РФ Игорь Скляр. – Многие предприниматели даже не знают, что в их регионе существует, к примеру, Торгово-промышленная палата, или «Опора России», или «Деловая Россия» и другие институты поддержки бизнеса, которые призваны такие конфликты сначала решать за столом переговоров. Но ввиду того, что либо власть не слышит объединения бизнеса, либо власть вообще никого не хочет слышать, происходят такие выплески недовольства предпринимателей. Видно, что, к сожалению, заявления федерального центра расходятся с политикой на местах. Потому что президент говорит, что надо перестать кошмарить бизнес, надо вести диалог с бизнесом, но на местах почему-то продолжаются перегибы. И самое печальное, что такие протесты ни к чему не приводят. Власти нужно мягче подходить ко всем ограничениям, запретам. Потому что любую гайку, как бы ты ни крутил ее по резьбе, если ты ее перекрутил, то резьба срывается. И срыв этой резьбы приведет к тому, что потери будут и у одних, и у других. И не факт, что от этого государству станет лучше».

Политолог, директор центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ Павел Салин считает, что власти не воспринимают протесты предпринимателей как какую-либо опасность перед выборами в Госдуму: «С точки зрения приближающихся выборов в Госдуму подобные акции протестов со стороны предпринимателей для властей безопасны. Так власть считает, и во многом она права. Речь идет о том, что российский бизнес не имеет такого коллективного сознания, как на Западе. И российские предприниматели предпочитают выживать в одиночку. Кроме того, у российского бизнеса нет в публичном поле такого представительства, как у потребителей. Поэтому власть давно сделала выводы и навстречу пожеланиям бизнеса почти не идет, потому что воспринимает это в качестве признака слабости. Что касается возможности протестного голосования представителей бизнеса, то работающие в этой сфере не настолько многочисленны, чтобы оказать серьезное влияние на ход голосования на выборах».

При этом Салин отметил, что на уровне регионов власти «более восприимчивы» к каким-либо публичным акциям представителей бизнеса, «потому что значительная часть бюджетов субъектов РФ формируется как раз от тех доходов, которые дает средний уровень бизнеса».