«Клуб Регионов» продолжает серию материалов о текущей социально-экономической ситуации в различных субъектах России. Сегодня своим видением проблем делится депутат Мурманской областной Думы от ЛДПР, глава комитета по социальной политике и делам семьи Станислав Гонтарь.
– Одной из ключевых проблем нашей территории является экологическая проблема, и она затрагивает каждого человека. Наш порт Мурманск расположен в центре города, а там производится открытая перевалка угля. Порывы ветра разносят угольную пыль во все концы города. У людей в квартирах подоконники становятся черными, горожане этой пылью дышат, потом страдают от онкологических заболеваний. Мурманчанам обещают перенести перевалочный терминал на противоположный берег Кольского залива, но пока все остается по-прежнему.
На противоположном берегу уже строится несколько терминалов, и туда уже подвели железнодорожные пути: планируют удобрения из Белоруссии переваливать. Однако злополучный перевалочный терминал продолжает работать на прежнем месте. Владельцы переносить его не хотят. Я уже организовывал в прошлом и в этом году коллективные обращения, подписи граждан под ними собирал. В ответ приезжали какие-то организации, брали пробы, а потом удивительным образом оказывалось, что все загрязнения – в рамках нормы. Считаю, что областная исполнительная власть должна дожать собственников объекта: принудить к переносу объекта в установленный срок. При каждом несоблюдении обозначенной даты переноса нужно их серьезно штрафовать.
Не менее острая проблема в Мурманской области – зависимость региона от мазута, цен на него и связанных с этим видом топлива проблем с экологией. У нас мазутозависимый регион, поскольку в области отсутствует трубопроводный газ. При планировании бюджета мы, например, закладываем цену в размере 10 тысяч рублей за тонну, а потом в течение года она может подняться в три-четыре раза. К примеру, до 40 тысяч за тонну. Топливо привозное, поэтому у нас выбора нет. И нам приходится искать дополнительные бюджетные деньги на закупку. Губернатор [Андрей Чибис] едет решать вопрос к Силуанову – и из федерального бюджета нам выделяют несколько миллиардов рублей, чтобы покрыть образовавшуюся в региональной казне разницу между плановыми и реальными расходами. На мазуте работают котельные, и это тоже наносит ущерб окружающей среде. Президент уже издал распоряжение, чтобы к нам пришел трубопроводный газ. Нитку протянут из Карелии, сейчас ведутся изыскательские работы. Правда, неизвестно точно, когда это произойдет. Главное, чтобы проект не заморозили. Жители области очень ждут газ. Ведь с ним люди будут существенно меньше платить за отопление и горячую воду, поскольку газ дешевле мазута в разы. Да и нагрузка на экологию снизится.
Третий и тоже острый в нашем регионе вопрос – отток населения из районов Крайнего Севера. На мой взгляд, здесь нужен сразу целый комплекс мер. Во-первых, нужно поднимать зарплаты. В советское время здесь были введены хорошие «полярные» надбавки, был предусмотрен районный коэффициент. Люди сюда ехали деньги зарабатывать. А сейчас здешние зарплаты сравнялись с теми, которые люди получают в Центральной России ─ скажем, в Иваново или Калуге. Только там комфортный для проживания климат – нет полярной ночи, как у нас. Вот люди отсюда и уезжают.
Во-вторых, нужно создать привлекательные условия для молодежи. Хотя у нас в каждом муниципалитете открываются новые общественные пространства и бесплатные спортивные клубы – льготой могут воспользоваться все, кто не достиг 35-летнего возраста, но этого недостаточно. Когда я провожу лекции в институте или профучилище и спрашиваю студентов, кто планирует уехать из Мурманской области, 90% говорят, что готовы покинуть родной регион. Здесь суровый климат, мало развлечений для подростков – не все же хотят заниматься спортом. Кому-то нужны концерты с участием звезд, а у нас ничего такого нет.
Ну и, в-третьих, необходимо решать жилищный вопрос. У нас очень дорого строить жилье, потому квартиру можно приобрести только на вторичном рынке. Вот мы недавно заключили рамочное соглашение с группой компанией «Самолет»: столичный застройщик должен был возвести у нас три жилых дома, но у фирмы начались какие-то проблемы. Поэтому неизвестно, будет ли реализован этот проект. Нет, конечно, здесь точечно что-то строится, но это – капля в море. Эти стройки не закрывают потребностей региона. И что остается молодой семье? Брать ипотеку и покупать жилье в старом фонде? А цены у нас настолько высокие, что проще купить квадратные метры в петербургской новостройке. Это будет ненамного дороже.
И, наконец, в ряду проблем, требующих оперативного решения, – нехватка пандусов в многоквартирных домах, где проживают инвалиды. Два года назад было обустроено 100 пандусов. Потом финансирование их строительства власти региона прекратили. Здесь еще вот какой нюанс: у нас в регионе преимущественно старый жилой фонд, как я уже отмечал. А в сталинках и хрущевках очень сложно устанавливать пандусы. Чиновники на это ссылаются, а я в ответ предлагаю устанавливать современные подъемные механизмы – у нас XXI-й век на дворе в конце концов! Поэтому два последних года выступаю за то, чтобы все наши инвалиды получили безбарьерную среду. Как раз недавно опять на эту тему говорил с губернатором.
─ Какие социально значимые вопросы удалось решить вам и вашим коллегам по партии?
─ В этом году я разработал и внес на рассмотрение областного парламента законопроект, расширяющий перечень статей расходов средств регионального материнского капитала. В частности, предложил три новых возможности его использования: приобретение по назначению врача дорогостоящих лекарственных препаратов; оплату проезда к месту санаторно-курортного лечения ребенка и сопровождающего его лица; оплату услуг по подключению объектов индивидуального жилищного строительства к сетям водоотведения, водо- и электроснабжения. У нас в области насчитывается 10 тысяч многодетных семей, и многие ко мне обращались с соответствующими просьбами. Моя инициатива была рассмотрена областным парламентом и получила поддержку.
Минувшим летом направил обращение губернатору о запрете на работу мигрантов в качестве водителей общественного транспорта и такси, включая маршрутные. Они часто становятся участниками ДТП и почти не говорят на русском языке. В результате страдает и безопасность пассажиров, и качество услуг тоже под вопросом. Это предложение нашло живой отклик у жителей нашего региона и общественных организаций.
В прошлом году по моей инициативе, которая была принята на уровне регионального закона, у нас в календаре появился новый праздник – День ветерана боевых действий Мурманской области. Отмечаем его 1 июля. У нас в области базируется Северный Флот, очень много добровольцев отсюда, так что этот шаг был хорошо воспринят общественностью.
Вместе с тем собираюсь продолжить заниматься вопросом пандусов для инвалидов, а также добиваться закрытия перевалочного терминала. Нужно постоянно поднимать эти проблемы, не давая областным властям замести эти проблемы под ковер.
Еще одна моя инициатива связана с госгарантиями для бюджетников. Работники сфер здравоохранения, образования и социальной сферы получают у нас выплаты. Например, молодые специалисты получают их на протяжении первых трех лет своей работы и при увольнении. Ранее эти выплаты были приравнены к окладу, поэтому, работая на разных должностях, сотрудники получали разные по размеру выплаты. Я выступил с инициативой определить единый и максимальный размер этих выплат, получил положительное заключение губернатора, и закон был принят. Так что уже с 1 января 2025 года он вступит в действие. На эти дополнительные расходы в бюджете области заложены 120 миллионов рублей.
Также уже более года мы, ЛДПР Мурманской области, регулярно проводим экологические субботники. В областной столице есть проблема – бесхозные шины. Они валяются во дворах, на автопарковках, в заливах и озерах. Мы постоянно собираемся с ребятами и вывозим эти шины на утилизацию. Жителям, конечно, проще бросить ненужные шины, чем их утилизировать, потому что это платная услуга. Также мы занимаемся очисткой водоемов от бытового мусора в местах отдыха, где люди собираются на шашлыки и так далее. СМИ нас за это очень поддерживают.
Другое важное дело, в которому уделяем постоянное внимание, – регулярная гуманитарная помощь участникам СВО: мы отправляем гуманитарные грузы как за ленточку, так и в приграничные территории – Курскую и Белгородские области. В рамках этой работы активно сотрудничаем с несколькими благотворительными фондами.