Один из самых искушенных в управленческой карьере российских губернаторов – глава Новгородской области Сергей Митин – в беседе с руководителем «Клуба Регионов» Сергеем Старовойтовым рассказал о секретах своей политической устойчивости, о том, как ему удалось декриминализировать вверенный ему президентом России регион, о заводской проходной, которая вывела в губернаторы, и о перспективах развития области на следующие пять лет.
– Сергей Герасимович, с 1996 года вы последовательно прошли все ступени политической карьеры. Вы были депутатом Госдумы, служили в трех министерствах: экономики, промышленности, сельского хозяйства. С 2007г. возглавляете Новгородскую область. Очевидно, не буду даже этот вопрос задавать, что этот министерский опыт помогает в нынешней губернаторской работе. Но хотел уточнить: а как именно он помогает, что из предыдущего опыта в первую очередь пригодилось для работы на должности главы региона?
– Свой профессиональный опыт я предпочитаю вспоминать всё-таки не с должностей в министерствах, а с другой отметки. Мне довелось 25 лет проработать на заводе, я очень горжусь этим. Это был один из старейших заводов нашей страны, Горьковское производственное объединение имени Ульянова, завод, созданный в 1857г. в Нижнем Новгороде. До революции это был судостроительный завод, который в XIXв. около ста пароходов построил. И именно на этом заводе начиналось российское социал-демократическое движение. Литературный герой Павел Власов, описанный в романе Горького «Мать», – работник именно этого завода. И, конечно, основы опыта управления я получил там, на заводе, прошел путь от слесаря до генерального директора.
– Я понимаю, что вы в данном случае гордитесь тем, что начинали в прямом смысле слова «от станка», прошли все этапы карьеры по-настоящему опытного управленца, но всё-таки, какие качества, приобретенные на предприятии, вам сейчас позволили быть эффективным губернатором? И на самом ли деле нужен этот долгий путь?
– Прежде всего там я воспитал в себе такие качества, как умение работать с людьми, с большим, сложным коллективом. Это первое. Второе: на практике понял, что надо всегда разбираться очень внимательно в существе вопросов, быть готовым принимать решения, брать ответственность на себя и стараться создать сильную команду.
Вот вы перечислили министерства, в которых я работал, – там везде я использовал свой опыт работы в промышленности. Значительную часть работы, которую я вел в министерстве экономики, министерстве промышленности, я взял и в министерство сельского хозяйства: всё, что касалось машиностроения, удобрений, работы с наукой, много других вопросов, связанных с технологией сельского хозяйства, с повышением научно-технического потенциала...
За это время сменились три министерства и семь министров. Но я не ставил задачу служить какому-то строю или конкретному министру. Я ставил себе задачу – служить своему делу. Начал заниматься одним – вот и вел последовательно, показывал профессионализм.
– Нетрудно предположить, что, зная изнутри, как работает машина государственной власти, как работают министерства, вы начали, что называется, применять знания на практике.
– Да. И, конечно, придя на работу уже первым лицом в регион, прежде всего я посмотрел, какие можно применить меры государственной поддержки, государственного воздействия на тот или другой субъект, на ту или иную отрасль региональной экономики. Государство очень много сегодня оказывает мер поддержки. Кстати, это была и тема моей докторской диссертации – «Государственные меры регулирования экономики», которую я в конце 90-х годов написал. Государство сегодня очень много применяет инструментов поддержки, а мы зачастую не понимаем всего объема помощи, не владеем всей информацией. И вот когда я стал губернатором, в первые годы эффект был от этого очень большой, когда я, придя в субъект, с коллегами своими поставил одну из основных задач: использовать все методы государственной поддержки, все федеральные государственные программы, все отраслевые программы. И там, где мы умело их применили, там получили очень неплохой результат. Думаю, вот это, наряду со связями и знаниями, какое министерство чем занимается, кто в министерстве ведет то или другое направление, позволило эффективно работать на губернаторской должности.
– Можно сказать, что вы профессиональный лоббист своего региона?
– Мне не совсем нравится слово «лоббист». Мне больше нравится «управленец», наверное, это было бы более правильно сказано. Потому что управление предусматривает всё. Строго говоря, государственное управление – это деятельность государства и ответственных лиц, направленная на эффективное решение политических и социально-экономических задач. Есть классическая теория управления, это классика, которая так же, как законы физики и математики, работает. Мы иногда недооцениваем этот очень важный момент.
– Если посмотрим хронологию вашей работы в министерствах, то вы последовательно работали с Кириенко, с Примаковым, с нынешним президентом, когда он возглавлял правительство. Безусловно, это создало какие-то связи. Эти связи помогли вам декриминализировать ситуацию в Новгородской области, когда вы туда пришли, собственно, с этой задачей?
– В какой-то период времени руководство страны увидело, что Новгородская область не совсем правильно развивается и там есть криминальные проблемы. Конечно, регион был закриминализирован, и некоторые вопросы даже госуправления иногда решались криминальными структурами. Поэтому предыдущему губернатору руководством страны было предложено уйти, и он написал заявление по собственному желанию. Также менялся ряд местных представителей федеральных структур: был заменен председатель областного суда, был заменен начальник управления внутренних дел, был заменен прокурор, был еще ряд таких замен серьезных. И в этой ситуации достаточно быстро было принято решение о назначении туда губернатором человека, не связанного никоим образом с местными элитами. Выбор пал на меня, и я горжусь этим.
Я, конечно, ставил основную задачу для себя – это развитие экономики, потому что я видел, что экономика не развивается в том числе и из-за того, что достаточно серьезный криминал присутствовал в экономике. А это тормозило приход крупных инвесторов. Мелкие инвесторы, естественно, все были под властью криминальных структур, и новые боялись приходить, а существующие, старые не особо развивались. Поэтому сказать, что мы зачистили всё, освободили регион полностью от криминальной активности, конечно, было бы неправильно, тем не менее, на мой взгляд, произошла существенная декриминализация, прежде всего, экономической сферы. Тому подтверждение – достаточно быстрый рост доходной части бюджета, рост основных экономических показателей, занятости людей, несмотря на то, что в области сегодня достаточно сложная демографическая ситуация.
Тем не менее основные задачи, которые я поставил перед областью девять лет назад, выполнены.
Это, прежде всего, последовательный рост экономики – он практически все эти годы наблюдался, особенно ярко это видно последние семь лет. Мы каждый год прирастаем по всем экономическим показателям: по валовому региональному продукту, по продукции сельского хозяйства, строительству жилья, – и по улучшению демографической ситуации. Когда мы начинали работать, от 10 до 15 тысяч была разница между родившимися и умершими, к сожалению, не в пользу родившихся. Сейчас мы эту цифру довели до трех тысяч. То есть мы этот разрыв уменьшили в три с лишним раза. Миграционный прирост показывает: сейчас отъезд сменился приростом, незначительным, но стабильным, на протяжении последних лет этот показатель колеблется в сторону увеличения.
Это главные задачи, которые мы для себя ставили, и сейчас я очень рад, что эти приоритетные направления совпали с поручениями, указами президента, направленными на улучшение социальной обстановки во всех субъектах. Прежде всего от нас, губернаторов, требуется улучшить качество предоставляемых услуг в областях здравоохранения, образования, предоставления гражданам жилья.
Мы выполняем все указы, неплохо очень по этому показателю выглядим, и я сейчас ставлю задачу, чтобы за счет улучшения качества жизни сделать жизнь в Новгородской области более престижной, более привлекательной.
Мы развиваем промышленность, и это создает новые рабочие места, поддержка строительства даст возможность людям получить нормальное жилье, этому способствует еще и переселение граждан из ветхого и аварийного жилья в рамках выполнения указа президента. Ряд государственных программ тоже на это направлены, а улучшение качества услуг сделает жизнь более комфортной, и люди в общем согласятся приезжать в область. Тем самым реально изменится структура населения и улучшатся демографические показатели. Вот такие задачи.
– Если продолжить тему про приоритетные направления развития региона, то вы сейчас на 65-м месте в национальном рейтинге инвестиционного климата Агентства стратегических инициатив. Насколько мне известно, вы поставили задачу улучшить показатели. До каких позиций? И за счет чего это может произойти?
– Тут надо учитывать такой момент, что наша область малочисленная, например, мы по численности занимаем 69-е место среди регионов России, а по основным экономическим показателям мы занимаем более высокие места. При этом два последних года у нас очень неплохой рост инвестиционной составляющей, но рейтинг, к сожалению, пока это не зафиксировал.
Крупный бизнес с удовольствием с нами работает, мы серьезные проекты реализуем. В сельском хозяйстве, когда я пришел, 24 тыс. тонн мяса производили – это совершенно незначительные объемы. Но понятно, что произвести больше мяса можно только с созданием крупных хозяйств – что мы и сделали.
Сейчас, учитывая, что треть населения области – это люди нетрудоспособного возраста, значит, надо сделать так, чтобы оставшиеся работники могли обеспечивать себя высокоэффективным трудом, поэтому мы сосредоточились на крупных инвестиционных проектах. Один из таких примеров – это открытие новых производств на химическом гиганте – корпорации «Акрон».
Работаем мы и над улучшением транспортной доступности региона. Она очень важна для области, мы находимся между Москвой и Санкт-Петербургом, и от транспортной составляющей многое зависит, в том числе и такая отрасль экономики как туризм. Сейчас идет активное строительство трассы М11 и строительство газопровода, большое количество транспортных компаний создается. То есть в этом направлении всё очень здорово идет.
В области мы активно поддерживаем малый и средний бизнес. Причем здесь тоже статистика в нашу пользу: доля малого и среднего бизнеса у нас даже выше несколько, чем в среднем по стране, однако среднего уровня инвесторы сетуют на неудовлетворительный инвестиционный климат. Мы внимательно на проблему посмотрели, разобрались в причинах недовольства и выяснили, что проблема в бюрократических проволочках чиновников, прежде всего, конечно, чиновников муниципального уровня. Тех, кто дает разрешение на строительство, на подключение, на выделение земли...
– То есть развивать малый и средний бизнес мешает большое количество заградительных процедур бюрократических.
– Да, конечно. В области 22 муниципальных района. Есть районы, где вообще по 5–6 тыс. жителей. И, конечно, там уровень начальников, которые руководят этим районом, он не позволяет стратегические вопросы решать.
Парадокс определенный возник: инвестиции-то у нас в экономику есть, и достаточно приличный рост их, а рейтинг инвестиционной привлекательности не такой высокий. Ну, постараемся, значит. Хочешь не хочешь, но вспоминаются эти слова: вам что, такси нужно или шашечки? Вам инвестиции нужны или инвестиционный климат? Ну, думается, что и то и другое надо одинаково, мы пока идем впереди с инвестициями, но задача поставлена инвестиционный климат наладить, этому очень много уделяется внимания, и думаю, что мы постараемся это решить.
– Следующий год – выборный. Вы уже для себя решили, будете вы участвовать в губернаторских выборах 2017-го года?
– Ну, во-первых, это решение будет не только мое. Я принадлежу к партийной организации, у меня есть коллектив, достаточно большое количество коллег – это и работники правительства области, и мои коллеги – руководители, главы муниципальных районов, это и руководители – собственники крупных промышленных предприятий, сельскохозяйственных. Мы ведем с ними консультации, и я не вижу сегодня каких-либо причин, которые могут мне сказать: нет, я не буду участвовать. Ни состояние здоровья, ни состояние экономики области, ни политическая составляющая не мешают мне идти на губернаторство.
Мы выиграли все выборы последних лет, люди, жители, коллективы знают нашу команду, мы работаем слаженно и эффективно. Несмотря ни на какие экономические сложности, в последние годы не было ни одного случая, когда бы мы не выполняли намеченные экономические показатели, у нас нет практически обманутых дольщиков, до минимума стараемся свести, за исключением, может быть, двух-трех случаев, невыплаты по заработной плате. Всего одно у нас крупное, относительно, предприятие-должник – 300 человек работников. Мы контролируем выполнение указов президента.
–То есть вся ситуация говорит о том, что ничего не мешает, ничего не препятствует вашему выдвижению на будущих выборах?
– Ничего не мешает, пока не вижу каких-либо ограничений, но, думаю, что в 2017 году я приму решение, посоветовавшись с президентом и оценив, прежде всего для себя, степень его доверия.
– На выборах 2012г. известный телеведущий Савик Шустер от лица всей либеральной общественности обвинял вас в том, что вы создали непреодолимые препятствия оппозиционным кандидатам. Фактически он говорил о том, что вы отказались помогать пройти муниципальный фильтр своим оппонентам.
– Абсолютно не помог, да. Это правда.
– Сергей Герасимович, мы с вами знаем, что многие губернаторы играют в эту игру – помогают оппозиции собрать подписи муниципальных депутатов, понимая, что те сами на это неспособны. И таким образом обеспечивают себе видимость конкурентной борьбы. Чем вы руководствовались, когда решили не помогать своим конкурентам с муниципальным фильтром? Вы же отдавали себе отчет, что это решение вызовет шквал обвинений?
– Я руководствуюсь только одним: законом. Федеральным и областным. И если в законе будет сказано, что я должен кому-то помогать, я буду помогать, как человек, прежде всего стоящий на страже закона. Если в законе не будет сказано, что я кому-то должен помогать, я никому помогать не буду.
– Но вы понимали, что вы понесете репутационный ущерб?
– Понимал, конечно. Но я не считаю, что мне это сильно повредило. Для меня самое главное – закон. Мы участвовали первые в этих выборах по новой схеме, и отрабатывался муниципальный фильтр на нас. Поэтому я поставил задачу: прежде всего это выполнение требований закона. И никаких нарушений у нас ни со стороны контролирующих органов, прокуратуры, ни со стороны судебных органов не было замечено в выборной кампании, она прошла совершенно спокойно, легитимно и на основании закона. Волеизъявление людей было оформлено в виде избрания меня на должность главы региона.
С Сергеем Митиным беседовал Сергей Старовойтов