Политические обозреватели полагают, что за вопросом о разбитых дорогах Омска, который прозвучал во время прямой линии с Владимиром Путиным, стоит сенатор Андрей Голушко, который в последнее время активно выступает против политики омского мэра Вячеслава Двораковского. Эксперты, опрошенные «Клубом Регионов», не исключают, что вопросы, которые задают президенту граждане, могут быть политическим «заказом». «Президент ответил на 80 вопросов, я уверен, что за половиной из них стоят конкретные заинтересованные политики», – заявил на это политтехнолог Игорь Минтусов. [обновлено]
Прямая линия с Владимиром Путиным началась звонком из Омска. Во время прямого включения жительница города Екатерина Черненко продемонстрировала президенту видеоряд с плачевным состоянием городских улиц: «Посмотрите, пожалуйста, в каком они у нас состоянии: яма на яме. У нас машины ломаются, колеса отваливаются. Власть никак не реагирует на наши проблемы, просьбы. Мы устраиваем акции, петиции – власть мимо проходит». Путин отреагировал на вопрос о дорогах призывом к омским властям навести порядок к 300-летию города.
Второй раз эту же тему, судя по всему, для усиления эффекта, поднял Никита Михалков, попросив, чтобы девушку из Омска, задавшую острый вопрос, городские власти не подвергли репрессиям: «Мы видели, что чиновники отозвались на то, что плохие дороги в Омской области... Сейчас я подумал, что хорошо бы, чтобы после этого заявления из этой девочки не сделали бы «лежачего полицейского».
Наблюдатели в Омске связали такое внимание к своему городу с интересами сенатора Андрея Голушко, который дружит с Михалковым и в последнее время, по утверждению экспертов, активно выступает против политики омского мэра Вячеслава Двораковского. Косвенно это подтверждают и слова Екатерины Черненко, которая в одном из интервью уже после прямой линии заявила, что «губернатор хоть что-то делает, а мэр про город вообще забыл».
Стоит обратить внимание, что за несколько дней до прямой линии с президентом тему омских дорог поднял и блогер Илья Варламов. Несколько постов в его «Живом журнале» под общим заголовком «Жуткий Омск» собрали десятки тысяч просмотров и комментариев и стали громким информповодом, который накануне эфира привлек внимание региональных и федеральных СМИ к Омску и его инфраструктуре.
Генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин, который накануне сам стал участником прямой линии, в интервью «Клубу Регионов» не исключил того, что это действительно был политический заказ, подчеркнув при этом, что «если в результате мэрия Омска заасфальтирует дороги, то и хорошо, что такие «заказы» поступают». «А как иначе? К такого рода «заказам» я отношусь очень хорошо и не вижу в этом ничего дурного. Конечно, извратить можно любую идею, поискать деньги или личный интерес, но если интерес совпадает с общественным, то я в этом проблемы не вижу», – сказал эксперт.
Президент Российской ассоциации политических консультантов Игорь Минтусов сообщил «Клубу Регионов», что задача включения вопроса, который интересует того или иного политика, в перечень вопросов, которые будут задаваться президенту на прямой линии, – это «осуществимая мечта» для политических игроков. «Президент ответил на 80 вопросов, я уверен, что за половиной из них стоят конкретные заинтересованные политики. Это даже не мечта, это задача профессионального специалиста в области политических коммуникаций – как сделать так, чтобы президент озвучил для его непосредственного политика тему на таком высоком уровне. И над этой задачей обычно бьются десятки моих коллег», – заявил эксперт.
Минтусов добавил, что многие из политиков действительно хотели бы таким образом поставить в неловкое положение своих оппонентов. В то же время политтехнолог считает, что эта тема может стать предметом для манипуляций: «Так как дороги в ряде регионов плохие, то губернаторам либо мэрам, которые отвечают за их состояние, всегда очень удобно сказать, что их оппоненты подсунули вопрос президенту, чтобы нанести им ущерб за те «великие» дела, которые они делают в городе. Это фактически перевод внимания общественности с плохого состояния дорог на то, кому выгодно это обсуждать», – заявил Минтусов.
Политолог Андрей Максимов придерживается мнения, что инструменты политического влияния, подобные тем, к которым, по мнению наблюдателей из Омска, обратился Голушко, используют в любой точке мира. «Везде существует лоббирование, и оно существует в разных формах. В общем, очевидно, что формы, при которых те или иные вопросы получают публичное звучание на мероприятиях первых лиц, они не исключены», – говорит эксперт.
По словам Максимова, для того чтобы воспользоваться данным политтехнологическим инструментом, нужно иметь определенного рода ресурсы, которые позволяют участвовать в таких форумах обращений к первым лицам. Российская же специфика состоит лишь в том, что «любой такой вопрос и любой такой ответ – это очень важный сигнал элитам, который в корне меняет ситуацию и пусть не на все сто, но на 90% решает задачу, которая стояла», – резюмировал политолог.
Пресс-секретарь сенатора Голушко Ольга Боровская в интервью «Клубу Регионов» пояснила: «Андрей Иванович [Голушко] был бы рад иметь возможность влиять на задаваемые президенту вопросы во время прямой линии, но, к сожалению, в отличие от экспертов, с подобной «технологией влияния» не знаком».