Самую мощную на сегодняшний день солнечную электростанцию в России готовятся запустить в Оренбургской области в конце ноября. Уже во время тестовых испытаний мощность порции ее энергии составила 5,5 МВт, что является самым большим показателем для страны, это при том, что максимальная мощность станции составит 25 МВт. Руководитель программы «Климат и энергетика» Всемирного фонда дикой природы Алексей Кокорин заметил, что Оренбургская область является одним из пионеров развития альтернативной энергетики в России. При этом он подчеркнул, что стимулированием развития этой отрасли занимается в основном федеральный центр, «но всё решается на местах».

В Оренбургской области, в городе Орск, в тестовом режиме начала работать самая мощная в России солнечная станция. 30 октября, в относительно солнечный день, мощность порции ее энергии составила 5,5 МВт, что на сегодня является самым большим показателем для солнечных станций, расположенных на территории страны. Между тем, по словам специалистов, максимальная мощность на станции при стопроцентном запуске в работу составит 25 МВт. По плану в полную силу она должна заработать уже в конце ноября.

Солнечная фотоэлектрическая станция в Орске является инвестиционным проектом группы «Т плюс» (бывший «КЭС Холдинг»), расходы на ее строительство составили 3 млрд руб. При этом объект возвели в относительно короткие сроки – его реализацию губернатор Юрий Берг обсуждал с гендиректором ЗАО «КЭС» Борисом Вайнзихером в октябре 2014г. Тогда Вайнзихер заявил, что Оренбургская область для реализации масштабного проекта была выбрана благодаря действующему там инвестиционному законодательству, которое в итоге позволило компании еще на этапе становления проекта воспользоваться определенными льготами и преференциями. «Скажу больше – во многих других регионах именно отсутствие таких условий становится препятствием для реализации инвестиционных проектов. А с учетом того, что Оренбуржье богато не только солнцем, но и ветром, мы будем рассматривать регион с точки зрения возможного размещения ветростанции», – подчеркнул бизнесмен. При этом глава региона обратил внимание, что, обеспечивая выгодные условия для инвесторов, власти делают вклад в будущее. «Мы четко понимаем, что в перспективе трех-четырех лет это вернется в бюджет в гораздо большем объеме: теми же налогами и рабочими местами», – заявил Берг.

Также стоит отметить, что первая солнечная электростанция мощностью 5 МВт на территории Оренбургской области начала работать в Переволоцком районе в мае 2015г.

Руководитель программы «Климат и энергетика» Всемирного фонда дикой природы Алексей Кокорин рассказал «Клубу Регионов», что Оренбургская область является одним из немногих регионов-пионеров, развивающих энергетику на основе возобновляемых ресурсов. Кроме нее солнечные электростанции действуют лишь в Горном Алтае, Башкирии и Якутии. Между тем во всем мире, включая Россию, солнечная энергетика развивается гораздо быстрее, чем, например, ветровая. «Более того, именно у солнечной энергетики есть хороший потенциал снижения стоимости. Если ветряк или ГЭС нельзя сделать очень дешевыми, то устройство солнечных электростанций в перспективе может быть удешевлено в десятки, чуть ли не в сотни раз», – подчеркнул эксперт.

Кокорин рассказал, что серьезную роль в развитии солнечной энергетики сыграл федеральный центр: «Солнечная станция продает энергию в сеть, и сейчас эта энергия дороже, чем от газовой станции, но эту разницу в определенной степени компенсирует государство». Эксперт добавил: «В России после того, как правительство решило ввести компенсационную схему, солнечная энергетика немедленно выбрала все компенсации чуть ли не до 2019г., а ветровая и другие виды малой энергетики сумели выбрать только 20% этой компенсации. То есть солнечная энергия по ценовым параметрам и по приложимости к нашей стране является лидером среди возобновляемых источников».

Однако, несмотря на то, что государство стимулирует развитие этой отрасли, немаловажную роль здесь играют и регионы, которые, в частности, должны обеспечивать выполнение условия, чтобы станции по переработке альтернативной энергии были не менее чем на 70% российскими. «Общий уровень стимулирования – федеральный. Но всё решается на местах – каковы условия взаимоотношений владельцев станций с местным руководством, с населением, бизнесом, сетевой компаний. Если на местах всё это срастается, то развитие идет, а если каждая проблема решается по году с лишним, то, конечно, ничего не идет», – сказал Кокорин.

Член комитета Госдумы по энергетике Андрей Крутов непопулярность развития альтернативной энергетики в России связал с наличием на территории страны огромного количеством невозобновляемых, но достаточно энергоемких ресурсов, таких, например, как газ. Пока в стране есть огромные месторождения газа, альтернативная энергетика выглядит не очень целесообразной, но вместе с тем эксперт обратил внимание, что время не стоит на месте. «Какие-то локальные проекты, связанные с  малой генерацией, возможны уже сейчас, и если такие эксперименты в регионах идут, это можно только приветствовать», – заключил парламентарий.