Рязанский губернатор Олег Ковалев заявил журналистам, что хотел бы лично участвовать в назначении или увольнении руководителей федеральных контрольных органов на территории региона. Только в этом случае, по его мнению, представители федеральных подразделений будут чувствовать ответственность за исполнение своих обязанностей. «А сегодня они царствуют, в большинстве своем», - отметил Ковалев. Политологи называют эту инициативу «фантазией регионального лидера» и объясняют ее стремлением губернаторов избавиться от «кости в горле», которой для них зачастую являются федеральные органы.

Рассуждая о президентской инициативе перераспределения полномочий между федеральным центром, регионами и муниципалитетами, губернатор Рязанской области Олег Ковалев заявил, что хотел бы самостоятельно контролировать работу федеральных контрольных органов через так называемый «двойной мандат», когда назначить и уволить руководителя такого органа в регионе можно только по согласованию с губернатором. «Потому что министр порой не знает, кто у него работает здесь и представляет интересы министерства. А мы знаем. Давайте мы будем предлагать министру, допустим, три кандидатуры, а он из них будет выбирать и назначать», - цитирует Ковалева Рязанский городской сайт. По убеждению губернатора, только в этом случае руководитель регионального подразделения федерального органа будет чувствовать ответственность. «А сегодня они царствуют, в большинстве своем», - считает он.

Генеральный директор Центра политической информации, политолог Алексей Мухин считает, что воплощение инициативы Ковалева в жизнь «технически невозможно»: «Инициатива губернатора, видимо, навеяна выступлением президента перед Федеральным Собранием и представляет из себя фантазию регионального лидера, не более того. Потому что по сути это девальвирует всю систему контроля, которую выстроил Владимир Путин за 8 лет своего президентства и сторонником которой являлся Дмитрий Медведев». По его словам, федеральные контрольные органы помогают федеральному центру следить за исполнением законодательства, в том числе за соответствием регионального законодательства федеральному, и передача контрольных полномочий за их деятельностью губернатору «весьма опасна». «Я не знаю, какими принципами руководствовался губернатор. Вполне возможно, он позже заявит о том, что его неправильно поняли», - сказал «Клубу Регионов» Алексей Мухин.

Эксперт Института гуманитарно-политических исследований, политолог Владимир Слатинов отметил, что инициатива Ковалева не нова. По его словам, в 90-е годы, до начала путинской централизации, губернаторы очень активно пытались контролировать работу федеральных органов власти. «Мотив совершенно естественный - любая власть стремится к тому, чтобы достигать максимальной степени контроля, и региональная власть, соответственно, тоже. Особенно учитывая, что федеральные органы часто встают на пути губернаторов «как кость в горле», препятствуя осуществлению тех или иных планов», - отметил политолог.

Он также считает естественным появление подобной инициативы сейчас, поскольку федеральным центром анонсирован курс на децентрализацию: «Об этом говорили Хлопонин, Матвиенко, а теперь и президент Дмитрий Медведев. Если я не ошибаюсь, порядка 100 полномочий предполагается передать и одновременно триллион рублей, то есть наряду с полномочиями передаются еще и какие-то налогово-бюджетные источники. Как я понимаю, сейчас идет доводка конкретных предложений до какого-то нормативно-правового акта. И понятно, что вокруг этого начинается борьба, потому что губернаторы, прекрасно понимая, что сейчас можно выступить с какими-то институциональными инициативами, предлагают свои варианты решения проблем, в том числе и поглощение федеральных органов власти, установление над ними контроля».

По мнению Владимира Слатинова, логично, что если будут переданы определенные полномочия федеральных структур, в том числе надзорных и контрольных, то эти структуры могут полностью перейти под региональный контроль, стать составными частями региональных органов исполнительной власти. Между тем, как считает политолог, центр вряд ли позволит губернаторам напрямую контролировать те структуры, которые продолжат реализовывать федеральные полномочия – «это противоречит принципам федерализма».

По его мнению, вполне возможно также появление механизмов горизонтального взаимодействия. «Насколько я знаю, кстати, сейчас действуют нормативно-правовые акты, по которым назначение большинства руководителей федеральных структур все-таки согласовываются с губернаторами, за исключением определенных структур, таких как ФСБ, ФСО. А вот что касается руководителей территориальных отделений федеральных органов власти, то согласования с губернаторами все-таки есть. Понятно, что за ними (губернаторами) нет последнего слова, а им, конечно, хотелось бы иметь последнее слово. Но если это последнее слово будет за ними, то мы столкнемся с размыванием федеральных полномочий, и г-н Ковалев не может этого не понимать».

Владимир Слатинов разделяет мнение о том, что давать губернаторам право контролировать федеральные структуры с сохранившимися федеральными полномочиями, и тем более осуществлять там кадровые назначения, было бы серьезной ошибкой – «в этом случае центр теряет контроль над федеральными органами, а это не есть хорошо».