Решение депутатов Самарской губернской думы добиться проверки расходования средств, выделенных на содержание парламента, могло быть инициировано бывшим руководителем фракции ЕР Александром Живайкиным и стать частью борьбы за пост спикера, считают наблюдатели.

Накануне 12 депутатов из двух оппозиционных фракций – КПРФ и СРЗП – потребовали включить этот вопрос в план работы региональной Счетной палаты на первый квартал текущего года. Депутаты просят проверить расходы с 2021 по 2023гг., с такой инициативой они обратились к исполняющей обязанности председателя думы Марине Антимоновой. По мнению некоторых экспертов, эта инициатива в какой-то степени может быть выгодна и губернатору Дмитрию Азарову, которому после осенней встряски необходимо усилить свое влияние на депутатский корпус для того, чтобы в дальнейшем уверенно контролировать ситуацию в регионе.

С большинством подписавших обращение оппозиционных депутатов у Живайкина крайне плохие отношения, и вряд ли они согласились бы на такое предложение с его стороны, рассуждает политолог Олег Молчанов, не исключая при этом, что «у бывшего руководителя фракции ЕР какая-то личная обида осталась, этим и продиктованы его закулисные действия». «Но в большей степени обида на аппарат вместе с его руководителем, поскольку Живайкин все время пытался получить больше, чем ему полагалось по нормативным документам, больше машин, и так далее. И такие конфликты у него всегда были последние пять-семь лет, но они мелкие. В целом же не думаю, что это обращение будет иметь какое-то продолжение. Но в любом случае уж точно губернатор Азаров тут совершенно ни при чём», – считает Молчанов.

В то же время собеседник «Клуба Регионов» в губернской думе на условиях анонимности рассказал, что Живайкин, действительно, обратился к одному из депутатов-коммунистов с просьбой подготовить такое обращение, а он уже провел переговоры с другими коллегами. «Еще в думе прошлого созыва, когда Живайкин встал в главе фракции ЕР, он взял на себя миссию быть эдаким серым кардиналом в думе, выполняя функции коммуникации с оппозицией с помощью разных инструментов воздействия, смысл которых сводился к тому, что депутаты должны на заседании как-то проголосовать или промолчать, или еще что-то такое. И Живайкин добился определенных успехов в этом плане, у него есть ряд людей в оппозиционных фракциях, которые ему обязаны чем-то, и через которых он может двигать свою политику».

По словам источника, главная цель Живайкина – занять пост спикера, который ему, якобы, был обещан губернатором Азаровым еще осенью прошлого года. Однако жалоба в Москву на «деструктивные действия» депутата Госдумы Александра Хинштейна возымела обратный эффект: Живайкин лишился поста руководителя фракции ЕР и чуть было не положил на стол партбилет, а губернатор в результате громкого скандала с арестом главы регионального правительства едва усидел в своем кресле.

«Действующий спикер Геннадий Котельников человек возрастной, имеет проблемы со здоровьем, но покидать пост, насколько я знаю, он отказался. Не исключаю, что как раз сейчас, когда Котельников на больничном, Живайкин руками оппозиционных депутатов (а большинство единороссов после скандала с письмом от него открестились) пытается как-то подвигнуть спикера на отставку этим требованием – проверить расходование средств на содержание думы. Тогда и Живайкин займет желанный пост, и Азаров выполнит свои обязательства перед ним, если они были, конечно. Насколько эта атака на спикера согласована с губернатором, это вопрос интересный. Если, к примеру, губернатор попросил Котельникова освободить место, а тот отказал ему, то не исключаю, что Азаров решил, что за это Котельникова нужно наказать», – поделился мнением источник.

Претензии у оппозиционных депутатов к тому, как расходуются средства, выделенные на работу парламента, возникали и раньше, и «в самом желании, чтобы Счетная палата проверила деятельность законодательного органа, ничего криминального нет», считает депутат Госдумы Михаил Матвеев, который некоторое время назад сам заседал в губдуме. «Когда депутаты обращаются к внешнему органу, коим является Счетная палата, то можно предполагать, что у них есть определенные вопросы. В одном из прошлых созывов я тоже был в числе депутатов, которые инициировали проверку расходов, когда вдруг решили сократить зарплаты помощников депутатов, обосновывая это необходимостью экономии. И мы потребовали предоставить сметы расходов думы, была создана комиссия. И выяснилось, что у нашей думы огромные деньги уходят на какие-то мониторинги сайтов муниципальных образований, на то, чтобы в очередной раз заменить окна и так далее. Правда, наши проверки закончились тем, что бухгалтерию переименовали в какое-то там главное финансовое управление и повысили зарплату», – прокомментировал Матвеев.

Эксперт добавил, что при Котельникове аппарат губернской думы разросся до таких размеров, что «хвост реально стал вилять собакой», поэтому для подобных обращений есть немало поводов, «когда депутаты видят, что средства идут на какую-то ерунду, при том, что им отказывают в финансировании каких-то значимых направлений деятельности». «Ну и нельзя полностью исключать и вторую причину – когда кто-то хочет создать проблемы действующему спикеру», – предположил Матвеев.

По мнению политолога Молчанова, самарским депутатам вместо внутривидовой борьбы стоило бы заняться решением реальных проблем. К примеру, Самара сегодня – «единственный миллионник в стране, в котором в принципе не вывозится снег». «Раньше были какие-то снежные полигоны, постоянно снег с улиц и дворов вывозили из города, а сейчас просто расталкивают его по обочинам дорог. Дороги становятся уже, пробки больше, чем московские. И это касается вообще всех городов области, просто в Самаре и Тольятти это наиболее заметно. У нас люди вспоминают, первый вывоз снега из крупных городов в Советском Союзе начали еще в конце пятидесятых. То есть 70 лет прошло, а у нас городское хозяйство деградировало до уровня послевоенных лет», – посетовал собеседник «Клуба Регионов».