Глава Смоленской области Алексей Островский меняет правила игры на местном фармацевтическом рынке. По планам губернатора нынешние поставщики лекарственных препаратов смогут работать в области только при условии, если «из региона с самыми высокими в ЦФО ценами на лекарства Смоленщина превратится в регион с самыми низкими ценами на лекарства». Эксперты назвали инициативу губернатора «притеснением предпринимательства»: «Никто не имеет права диктовать, по какой цене работать поставщику на свободном рынке, поставщики не преминут возможности обратиться в антимонопольную службу».
Поставщики лекарственных препаратов Смоленской области смогут продолжить работу в регионе только в том случае, если предложат населению более низкие цены, заявил в интервью «Интерфаксу» губернатор Алексей Островский. «Меня возмущает, что в небогатой Смоленской области установились самые высокие в ЦФО цены на лекарства, и я изменю это положение, - сказал он. - Я готов предоставить нынешним поставщикам возможность работать в Смоленской области и впредь, но при одном условии: из региона с самыми высокими в ЦФО ценами на лекарства Смоленщина должна превратиться в регион с самыми низкими ценами на лекарства. Это предложение я уже направил по назначению, сейчас заинтересованные структуры его прорабатывают. Если оно их не устроит, работать в регионе будут другие люди, те, кто сможет предложить населению приемлемые цены».
Гендиректор Центра маркетинговых исследований фармацевтического рынка «Фармэксперт» Давид Мелик-Гусейнов удивился заявлению Островского: «Если мы говорим про свободный рынок, про рынок, на котором действует свободное ценообразование, никто не имеет права диктовать условия, по какой цене работать поставщику. И если это произойдет, я думаю, что поставщики не преминут возможности обратиться в антимонопольную службу, потому что это противоречит действующим федеральным законам и является притеснением предпринимательства». Он пояснил, что 60% рынка лекарств – это свободный рынок. Остальные 40% входят в перечень необходимых и важнейших лекарственных препаратов, цены на которые фиксируются в государственном федеральном реестре, а в каждом субъекте федерации устанавливаются свои предельные наценки на этот перечень. «Если речь идет о них, тогда у власти действительно есть право надавить на поставщиков и предложить им работать в рамках той расценки, которая в регионе установлена. Но это, повторяю, всего 40% от всего объема фармацевтического рынка», - отметил эксперт. При этом, по его мнению, «прессингом мало чего можно добиться»: «Нужно выстроить диалог, понять, почему вообще такая ситуация сложилась, и постараться найти взаимные интересы в решении этой ситуации, так, мне кажется, было бы наиболее справедливо и для бизнеса, и для властей, и для населения».
Давид Мелик-Гусейнов сказал «Клубу Регионов», что нарушения в сфере ценообразования на фармрынке чаще всего носят формальный характер - например, округление в сторону большей цифры в стоимости препарата. Причем обычно это не зависит от человеческого фактора - компьютер автоматически округляет цифры в большую сторону: «Хотя это тоже считается нарушением, нужно округлять в меньшую сторону. И таких нарушений большинство, а грубых не так много, за ними следят и потребители, и федеральные структуры».
В Смоленской области, по его словам, ситуация несильно отличается от ситуации в других регионах, например в Тульской или Нижегородской областях: «Везде одинаковые проблемы, просто кто-то более рьяно подходит к этому вопросу. Но если власть намеренно продавливает участников рынка по ценовой политике в рамках свободного рынка, то это подсудное дело».