«Проект поддержки местных инициатив» в Ульяновской области признан одной из лучших практик инициативного бюджетирования в России согласно докладу Минфина РФ. Председатель комиссии по территориальному развитию и местному самоуправлению ОП РФ Андрей Максимов отмечает, что в Ульяновской области смогли максимально стимулировать жителей для участия в инициативном бюджетировании на местах.

Минфин РФ включил Ульяновскую область в число 12 территорий, где применяются лучшие практики инициативного бюджетирования. В Ульяновской области реализуют несколько практик инициативного бюджетирования, однако наиболее масштабным является «Проект поддержки местных инициатив», при этом его параметры и условия постоянно актуализируются с учетом мнения всех заинтересованных сторон, говорится в докладе Минфина.

В 2015г. принять участие в «Проекте поддержки местных инициатив» могли только городские и сельские поселения. В 2019г. список участников был расширен до муниципальных районов. Ежегодно власти увеличивают размер субсидий и принимают всё больше заявок, при этом уровень софинансирования со стороны населения в 2017г. был снижен до 7%. Также отметим, что за четыре года объем финансирования проекта вырос в 15 раз и в 2019г. составил 130 млн руб. А за все время действия проекта на его реализацию было выделено 482,3 млн руб.

Приоритетными направлениями в рамках инициативного бюджетирования стали ремонт сельских домов культуры, проекты по благоустройству и ремонту водопроводов.

Председатель Ассоциации территориальных общественных самоуправлений Ульяновской области Владимир Сидоров залогом эффективности инициативного бюджетирования считает развитие самоуправления на местном уровне и чувства сопричастности граждан к принятию решений и их реализации. «Вовлекать людей в решение этих вопросов необходимо. Посмотрите, как проходят выборы: на них приходит 20-30% избирателей, потому что люди перестают верить, что они могут что-то решить. А здесь появляется доверие людей к власти, появляются способы решения проблем, и на той территории, где что-то сделано по инициативе граждан, они и заботиться об этом будут лучше. И здесь еще важен момент эффективного расходования бюджетных средств, потому что жители, которые вкладывают свои деньги, будут тщательно следить за всеми сметами и расходами. А потом они еще и сами будут ухаживать за этими объектами, потому что они чувствуют, что это – свое», – сказал собеседник «Клуба Регионов».

Сидоров рассказал, что на протяжении двух лет в Ульяновской области действовала уникальная для России программа «Комфортная среда ТОС», в рамках которой средства на реализацию проектов поступали непосредственно на счета ТОСов, а софинансирование со стороны жителей необязательно могло выражаться в деньгах – вложиться в проект можно было собственным трудом, что позволило привлечь большое количество граждан. «Это вообще очень важно, когда жители сами могут решать вопросы, которые считают необходимыми, потому что чиновники зачастую не видят того, что именно нужно гражданам. Они, допустим, понимают, что нужны дороги или что-то еще, а точечные проблемы не замечают: какую-нибудь помойку или что-то сломанное. А людей это угнетает, отсюда возникают протестные настроения и так далее. Когда вы здесь живете, вы сами знаете, что вам нужно. Не губернатор должен приходить и спрашивать: “Что вам тут надо?”», – уверен Сидоров.

Политолог, председатель комиссии по территориальному развитию и местному самоуправлению ОП РФ Андрей Максимов подтвердил, что Ульяновская область давно проводит активную работу по развитию инициативного бюджетирования. «Тут есть две системы координат: насколько эффективно ведется коммуникация и насколько значительное количество средств используется. По средствам Ульяновская область – регион экономичный, не самый богатый, имеющий не много ресурсов, чтобы на что-то их тратить. Но вот по активности это один из самых заметных регионов, и работа области с Минфином в последние десять лет была достаточно серьезной», – сказал эксперт.

Максимов отмечает, что в целом в России инициативное бюджетирование дало позитивный эффект. «Механизмы включения жителей работают где-то лучше, где-то хуже, но, когда их предложения собираются и учитываются, когда они сами могут определить направление использования финансовых средств, это важно. Когда мы готовили доклад Института современного развития по местному самоуправлению – самое крупное исследование муниципальных практик за всю постсоветскую историю, то в многочисленных фокус-группах мы четко видели, что мотивация жителей к участию в местном самоуправлении, в региональном управлении зависит от ресурсов влияния, которые у них есть: ресурсы существуют – они включаются, ресурсов нет – не будет и никакой активности. А возможность повлиять на распределение бюджета – это один из самых сильных инструментов мотивации», – говорит эксперт.

В то же время он отметил, что, несмотря на то что проекты инициативного бюджетирования реализуют практически все субъекты РФ, на самом деле в них принимает участие совсем небольшой процент населения. «И здесь отмечу актуальность задачи, которую поставил Владимир Путин, – о том, что нужно в пять раз масштабировать эту деятельность и механизм включения. Осталось только найти эти методы, чтобы не получилось так, что мы пытаемся прикрыться другими механизмами общественного участия, которые существуют, допустим, в рамках программы развития комфортной городской среды», – заключил Максимов.