Бывший челябинский вице-губернатор Николай Сандаков организовал экодвижение «Челябинск, дыши!», с которым уже провел антигубернаторский митинг. Эксперты считают критику в адрес губернатора Дубровского одним из способов защиты Сандакова от обвинений в коррупции. Его дело в настоящее время рассматривается в суде. По словам политологов, выступая против губернатора и участвуя в экологическом движении, Сандаков поддерживает интерес к себе по актуальной для региона теме. «Сандаков мог найти общий язык и точки пересечения с теми, кто был бы не против пошатать позиции областных властей с прицелом в том числе на губернаторские выборы», – отметил политолог Александр Мельников.
В последнее время в Челябинской области активизировал свою деятельность бывший вице-губернатор Николай Сандаков. Ранее в интервью Znak.com он подверг критике деятельность губернатора Бориса Дубровского. В частности, он заявлял, что «губернатор не управляет политическими процессами в области». По словам Сандакова, «Борис Александрович очень хороший человек, но не очень хороший губернатор», его рейтинги снижаются и так далее.
Кроме того, бывший вице-губернатор создал экологическое движение «Челябинск, дыши!». Это движение уже провело экологический митинг в Челябинске, где также звучала критика в адрес областных властей и губернатора.
В такой активности Сандакова политолог Михаил Коробельников видит способ защиты от ранее предъявленных ему обвинений и поддержание информационного интереса к себе. Напомним, что в Советском райсуде Челябинска продолжается процесс, где экс-замгубернатора обвиняют в коррупции, мошенничестве и взломе чужой электронной почты. «У Сандакова вариантов не так много, чтобы вернуться в политическую жизнь Челябинской области, – сказал Коробельников. – А экологическая тема на сегодняшний день в Челябинской области очень популярна из-за двух позиций. Во-первых, это предполагаемое строительство Томинского ГОКа, а во-вторых, это заявление Дубровского, что мы Челябинск превратим во второй Карабаш. Выступления против Томинского ГОКа находятся в топе. Я думаю, что это попытка вернуться в политическую повестку, оседлав тот вопрос, который находится в топе новостей. Попытка набрать некий информационный вес, чтобы дискредитировать те обвинения, которые Сандакову предъявляются. То есть Сандаков может ссылаться, что его пытаются осудить за то, что он выступает за сохранение экологии».
Политолог Александр Мельников также подчеркнул, что активной политической деятельностью «Сандаков заходит в статус оппозиционного политика»: «И одно дело – находиться под уголовным делом в качестве чиновника, и другое – в качестве оппозиционера. С политтехнологической точки зрения его интересы совпадают с целями экологических активистов».
При этом Мельников не исключает, что Сандаков мог найти общий язык с теми группами, которые заинтересованы в неустойчивости позиций действующего губернатора: «У самого Сандакова вряд ли есть политические планы. Но вокруг экологической тематики в Челябинской области много политических игроков, с которыми может контактировать Сандаков. И если Сандаков сделал определенный выбор в данном случае, значит, у него есть точки пересечения с контрэлитами. Не думаю, что за ним могут быть какие-то силы, но он как опытный переговорщик мог бы найти общий язык и точки пересечения с теми, кто был бы не против пошатать позиции областных властей с прицелом в том числе на губернаторские выборы или какие-то досрочные решения».
Завкафедрой политических наук и связей с общественностью ЧелГУ Андрей Пасс считает, что если и есть какие-либо силы за Сандаковым, то, пока его дело рассматривается в суде, они не будут проявлять себя: «Но мне кажется, он хотел бы вернуться на политический олимп нашей области. И один из мотивов его активности может быть в этом. С другой стороны, с него пока не снято обвинение. А участие в политическом процессе придает иной контекст судебному разбирательству. И третий мотив, который я тоже не исключаю, что человек хочет быть полезным региону. У него есть свое видение, отличное от нынешней элиты. И для этого он использует политические рычаги».