Несмотря на стремление сохранить за собой место второй партии страны, КПРФ переживает кадровый кризис и пока не готова к обновлению руководящего состава. Именно этим обусловлено появление слухов, что на выборы в заксобрание Челябинской области партию поведет депутат Госдумы, экс-кандидат в президенты в 2024 году Николай Харитонов, таким мнением в разговоре с «Клубом Регионов» поделились политолог, редактор журнала «Социум и власть» Сергей Зырянов и завкафедрой политических наук и международных отношений ЧелГУ Василий Зорин.
По мнению Зырянова, ядро региональных лидеров КПРФ в регионе не формируется из-за снижения партийного электората. «Чувствуется потеря и электоральной поддержки, и финансовой. Раньше реготделение пользовалось финансовой подпиткой внешних спонсоров, что также повлияло на размытость образа и снижение доверия к партии, поскольку люди видели, что депутаты приходят с целью получить места во власти, но не ради партийной идеи и ценностей», – говорит Зырянов.
Между тем, Зорин полагает, что несмотря на это региональные позиции КПРФ устойчивы, а кадровый кризис больше характерен для федерального уровня партии.
«Реготделение в достаточно стабильном состоянии. Игорь Егоров, как секретарь обкома и как человек, который, скорее всего, будет впоследствии представлять партию в областном парламенте, работает давно и с задачами своими справляется. То, что возможным лидером на предстоящих выборах станет Харитонов, говорит, скорее, о федеральном кадровом кризисе, поскольку Харитонов на политической арене присутствует несколько десятков лет и до сих пор востребован. Кого-то другого коммунистам предложить не получается. Зюганов пока не готов проводить омоложение, обновление рядов партии и выбирает на такую важную роль понятных, близких и проверенных ему людей, не делает ставку на новое поколение марксистов. Но это не показатель недоверия к реготделению КПРФ. Это стандартная практика для системных оппозиционных партий. Так ЛДПР имеет опыт выдвижения Жириновского и Слуцкого», – считает Зорин.
Тезис о том, что практика приглашать «федеральный локомотив» не является уникальной, высказывает и Зырянов, предполагая, что ею могут воспользоваться и ЛДПР, и «Новые люди». «Это происходит от политической бедности – нет эффективной смены политиков, поэтому приходится заимствовать федеральный ресурс», – считает политолог.
В целом, эксперты прогнозируют интригу и напряженную борьбу на выборах в челябинское заксобрание, где на текущий момент представлено шесть политических сил, что характерно лишь для 18 регионов страны. По мнению Зырянова, представительство сохранят только четыре-пять партий. «Варяг-Харитонов известная фигура. В сельских районах области проживает традиционный электорат КПРФ, где хорошо поддерживают партию, поэтому, на мой взгляд, они должны попасть в парламентскую четверку. Но ситуация будет также зависеть от эффективной избирательной кампании – насколько угадают с лозунгами, с ментальностью», – говорит он.
Зорин прогнозирует что усиление Харитоновым не гарантирует КПРФ преодоление пятипроцентного барьера. «Преодолеть планку в 5% КПРФ поможет не Харитонов, но активная работа с электоратом, выход в поле и проведение активной кампании. Харитонов сам по себе результата не гарантирует. Распределение мест в парламенте региона будет зависеть от того, кто насколько добросовестно и энергично подойдет к проведению кампании. Так что места после ЕР в Челябинской области могут распределиться абсолютно в любом порядке и вполне непредсказуемо», – подытожил политолог.
В 2020 году на выборах в заксобрание при явке в 33,87% «Единая Россия» набрала 42,59% голосов. На втором месте «Справедливая Россия» – 14,79% голосов, на третьем – КПРФ с 11,86%. Четвертое место осталось за ЛДПР с 11,31%. Партия пенсионеров и «Зеленая альтернатива» набрали 5,7% и 5,36% соответственно. Барьер в 5% для попадания в заксобрание не смогли преодолеть «За правду» –2,08%, Партия роста – 1,69% и «Родина» – 0,71%.