Мэр Москвы Сергей Собянин распорядился вернуться к проекту строительства дорог на крышах малоэтажных построек в столице – штрассенхаусов, который был принят еще в 2007г. Эксперты считают, что осуществление проекта вряд ли решит транспортную проблему Москвы, зато будет выгодно чиновникам, поскольку позволит получать прибыль от использования земель под новыми постройками.

Московский мэр Сергей Собянин решил реализовать в Москве идею прокладывать дороги по крышам зданий, предложенную немецким ученым доктором Липпом еще в 2007г. Тогда идеей заинтересовался мэр Москвы Юрий Лужков. В 2009г. столичным правительством было принято решение рассмотреть в качестве территории для строительства пилотного штрассенхауса участок длиной около 14 км параллельно Варшавскому шоссе в промышленной зоне «Котляково». Для реализации решения московское правительство в том же году выпустило распоряжение о проведении предпроектных работ. Однако активных шагов по ее реализации предпринято не было.

В сентябре этого года по распоряжению мэра Москвы комитет по архитектуре и градостроительству города (Москомархитектура) направил в адрес ассоциации «Эл Сити - штрассенхаус» заключение, в котором рекомендовал рассмотреть присоединяемые к столице территории в качестве площадок для строительства штрассенхаусов.

«Сейчас идет проработка проекта с учетом присоединяемых территорий и переговоры с соответствующими городскими департаментами», - сообщил депутат Мосгордумы Иван Новицкий.

Как рассказал «Московским новостям» советник мэра Москвы, сопредседатель с российской стороны ассоциации «Эл Сити - штрассенхаус» Игорь Ченцов, идея состоит в том, чтобы вместо линий электропередачи возвести малоэтажные постройки, на крышах которых будут расположены трассы без светофоров и перекрестков, а высоковольтные линии будут убраны в специальные изоляционные короба, которые нейтрализуют электромагнитное излучение. Согласно планам разработчиков, в самих возведенных для трассы зданиях будут располагаться парковки и торговые точки.

Предполагается, что штрассенхаусы будут возводиться не только на присоединенных к Москве территориях, но и в «старой Москве»: «Строительство штрассенхаусов привлечет инвесторов только в том случае, если работы начнутся в черте старого города, а потом уже центр с помощью этих трасс соединится с новыми территориями», - пояснил Ченцов.

У экспертов-архитекторов это проект энтузиазма не вызывает. Член президиума экспертного совета при главном архитекторе Москвы, вице-президент Академии художественной критики Алексей Клименко считает, что предложенный проект не решит транспортную проблему столицы. «Эта идея годится для решения абсолютно локальных проблем, типа байпаса, то есть когда нельзя решить проблему капитально, делается обходной маневр. В целом транспортную нагрузку с магистралей это не снимет. Проблема, которая с этим связана, это проблема использования воздушного пространства. Сама идея использовать воздух – правильная, но только для этого не надо строить такое количество модулей технического назначения, которые составят основу для трасс. Ведь это не жилые здания, это модульные конструкции. Над жильем это нельзя строить – это опасно. Для этого будут возводить здания технического или производственного назначения – склады, гаражи. Змея из этих модулей не может быть длинной, в несколько километров, это было бы слишком неразумно. А раз они не будут длинными – значит, они не смогут заменить собой магистраль. Кроме того, большой проблемой может стать строительство пандусов для съезда с надземных дорог», - сказал Алексей Клименко «Клубу Регионов». 

Рассуждая о том, будет ли этот проект действительно воплощен спустя годы при новом руководстве города, он отметил, что «технически это возможно, но это очень дорого». «Но именно это и привлекает местных чиновников. Ведь от использования земли под этими модульными конструкциями они смогут получать прибыль. Когда-то я предлагал похожий проект использования воздушного пространства - сооружать над дорогами стоянки для автомобилей, чтобы освободить от них городские площади. Однако это проект не был поддержан, потому что платить пришлось бы только за опоры, на которых они располагались бы, а это невыгодно», - утверждает архитектор.

В целом, по мнению экспертов, квартальных дорог в городе хватает. Столице требуются крупные автомагистрали, а их невозможно строить на крышах зданий.