До 30 сентября правительство РФ представит решение вопроса о достройке автомобильной дороги Нарьян-Мар – Усинск с указанием источников финансирования и сроков проведения работ. Как уточнили в пресс-службе администрации Ненецкого автономного округа, в ответ на просьбу врио губернатора НАО Игоря Кошина 1 мая президент Российской Федерации Владимир Путин дал соответствующее поручение правительству РФ.
Строительство дороги общего пользования регионального значения Нарьян-Мар - Усинск началось еще в 1991г. и почти четверть века было предметом особой заботы всех губернаторов НАО.
Дорога Нарьян-Мар – Усинск проходит по территории Ненецкого округа и Республики Коми. Ее протяженность – около 350 км, из них по территории НАО – около 217 км. С самого начала в ней были заинтересованы нефтяники «Лукойла», поэтому часть дороги от Усинска до поселка Харьягинский, в том числе 37,7 км по территории округа, была построена очень быстро. Поблизости от конечного пункта участка расположено сразу несколько месторождений нефти, и дорога используется весьма интенсивно для доставки материалов, оборудования и людей.
А от Нарьян-Мара к 2004г. было построено 97 км. В строительство трассы государством вложено более 20 млрд руб. в ценах 2012г. Осталось достроить 83 км дороги и пять мостовых переходов.
Попытки вялотекущего строительства были полностью прекращены в 2008г., когда государственные полномочия от Ненецкого округа были переданы в Архангельскую область. Соседнему региону до стратегической дороги в НАО не было никакого дела, не говоря уже о том, что денег в архангельском областном бюджете не было даже на свои дороги.
Попытки реанимировать строительство трассы делались постоянно. Руководство округа обращалось за поддержкой к нефтяникам и к федеральным властям. Дело вроде бы сдвинулось с мертвой точки в 2011г., когда президент Дмитрий Медведев поручил руководителям профильных министерств изыскать средства на основе софинансирования дорожно-строительных работ совместно с НАО. Но понадобилось обновить проект и пройти необходимые процедуры, что и было сделано. Определена стоимость строительства – 8,417 млрд руб., получено положительное заключение государственной экспертизы.
Тем самым округ свои обязательства выполнил, а вот федеральные власти, как выяснилось, нет – бюджет 2014-2016гг. не предусматривает выделения средств на этот проект.
Теперь же президент Владимир Путин подтвердил доверие, которое он оказал Игорю Кошину, назначая его исполнять обязанности главы Ненецкого автономного округа. Правительству поручено в довольно короткие сроки найти необходимые для завершения строительства средства.
Вполне вероятно, что еще одним толчком для возобновления проекта стал указ президента о включении округа в число сухопутных территорий Арктической зоны. Новая дорога должна стать составной частью строящейся автомобильной трассы Сыктывкар – Ухта – Печора – Усинск – Нарьян-Мар, строительство которой ведет Дорожное агентство Республики Коми. К 2017г. здесь планируют закончить участок дороги от города Печора до Усинска. Вероятно, к этому времени можно ожидать и завершение участка до Нарьян-Мара. Одновременно планируется обновить имеющуюся трассу, ведь дорога из Усинска до нефтяного терминала Харьяга уложена старыми бетонными плитами, которые разбиваются тяжелой техникой, а большая часть дороги от столицы НАО – это гравийное шоссе.
Прямое круглогодичное сообщение позволит развивать экономику и социальную сферу региона за счет сокращения затрат на доставку грузов и товаров. Округ решит задачу стратегического значения – получит постоянную наземную связь с Большой землей и перестанет зависеть только от авиационных, морских и речных перевозок.
«Дорога Нарьян-Мар – Усинск имеет статус автомобильной дороги общего пользования регионального значения, - сказал врио губернатора НАО Игорь Кошин. – Но, по сути, уже сегодня она обретает федеральную значимость. Решение президента России Владимира Владимировича Путина закладывает возможность для обеспечения инфраструктурного развития Арктической зоны РФ, это один из этапов полномасштабного освоения Арктики, ее природных ресурсов, Северного морского пути. А для округа это та долгожданная возможность развивать экономику, снижать стоимость продуктов, потребительских товаров, строительных материалов, ГСМ, повышать качество жизни, на которую мы давно надеялись и ждали. Теперь, когда и полномочия из Архангельской области возвращаются в Ненецкий автономный округ, у нас есть все шансы достроить дорогу на Усинск уже в ближайшей перспективе».