Предлагая чиновникам общаться с гражданами с помощью «Фейсбука» и «Твиттера», глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров «не очень понимает, в каких социальных сетях присутствует население», считает интернет-эксперт Станислав Апетьян. А политолог Алексей Мухин полагает, что Евкуров таким образом реализует установку Кремля «быть ближе к народу и чутко реагировать на его чаяния», хотя сам он «как блогер неэффективен, поскольку не является таковым».
Глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров рекомендовал своим чиновникам завести аккаунты в «Фейсбуке» и «Твиттере» для прямого общения с населением. Это, по его мнению, позволит видеть, что реально волнует жителей региона и оперативно помогать им в решении возникающих проблем.
Эксперт Фонда развития гражданского общества Станислав Апетьян дал инициативе Евкурова неоднозначную оценку. Идея «хороша сама по себе», говорит Апетьян, но вместе с тем глава Ингушетии «не очень понимает, в каких социальных сетях присутствует население, с которым он предлагает взаимодействовать». «По моему скромному предположению, в котором я почти уверен, все там [в республике] присутствуют в основном «ВКонтакте» и в «Одноклассниках». И если задача стоит взаимодействовать с населением, то больше смысла заводить аккаунты там. Если же стоит задача взаимодействовать с журналистами или представителями федерального центра, то тогда «Твиттер» и «Фейсбук»», – поясняет Апетьян.
Заметим, сам Евкуров ни в «Одноклассниках», ни «ВКонтакте» не зарегистрирован. Он имеет аккаунт в «Фейсбуке», где зачастую в кратком пересказе дублирует информацию со своего официального сайта, а также в «Твиттере», где публикует почти то же самое, разбавляя сообщения ретвитами сообщества «Вежливые люди».
Апетьян обращает внимание, что мода на соцсети, которую среди глав регионов и других высокопоставленных чиновников завел Дмитрий Медведев, «уже прошла», и на сегодняшний день «активных и результативных» блогеров в губернаторском корпусе можно пересчитать по пальцам: «Помимо Рамзана Кадырова можно назвать еще человек шесть. Можно назвать Никиту Белых, Валерия Шанцева… Примеров, в общем, не так уж и много».
У генерального директора Центра политической информации Алексея Мухина инициатива Евкурова вызвала «двойственные чувства»: «Связано это, прежде всего, с тем, что чиновники тоже люди. Они могут выйти из себя, о чем потом могут пожалеть, и поделиться информацией, которой делиться нельзя, сгоряча, либо под воздействием горячительных напитков». В то же время политолог предположил, что таким образом Евкуров выполняет установку администрации президента «быть ближе к народу и чутко реагировать на его чаяния и воззвания».
При этом Мухин констатировал, что Евкуров «как блогер неэффективен, поскольку не является таковым». Эксперт заметил, что губернаторские аккаунты в соцсетях, как правило, ведут «специально обученные люди», создавая впечатление, что власть повернулась лицом к населению, и на нее можно влиять, «но часто это впечатление бывает ложным».
Аналитики компании «Медиалогия», которая ежемесячно представляет рейтинг губернаторов-блогеров, комментируя «Клубу Регионов» их активность в соцсетях и цитируемость в СМИ, обратили внимание, что «многие игроки в рейтинге стабильны», однако иногда не самые активные из них попадают в топ благодаря «какой-то яркой теме». Так, «нетипичный» Евкуров, которого в февральском рейтинге нет вообще, по итогам января оказался на восьмой строчке после сообщения в «Твиттере» об увольнениях недобросовестных коммунальщиков.
При этом эксперты «Медиалогии» отметили, что главной целевой установкой регистрирующихся в соцсетях губернаторов является «улучшение контакта» с населением. Составители рейтинга также добавили, что свои аккаунты представители власти создают в большей степени не по приказу сверху, а по личной инициативе.