В Псковской области власти перенесли огромную свалку из Пскова под небольшой городок Порхов. А во Владимирской жители вышли на митинг против строительства полигона для мусора из Москвы. Проблема утилизации мусора в российских регионах решается в основном довольно примитивно, а решить проблему отходообразования власти не пытаются вообще, считает эксперт «Гринпис» Алексей Киселёв.

Во Владимирской области около 500 жителей поселка Филипповское вышли на митинг против строительства мусорного полигона для складирования отходов из Москвы. В псковском городе Порхов граждане выступают против действий властей по переносу к ним свалки из Пскова. А в Московской области власти объявили «мусорную» реформу.

Проблема утилизации мусора является серьезной для многих регионов России. Особенно остро она ощущается в Центральном округе, где Москва и Подмосковье не справляются с собственными отходами и свалками.

Владимирская область

Явно не хватает своих территорий московскому региону, и отходы москвичей и жителей области свозят в соседние субъекты РФ. Так, губернатор Владимирской области Светлана Орлова, несмотря на протесты жителей Киржачского района, всеми силами продвигает проект строительства полигона для ТБО общей площадью более 1,2 тыс. га. В ответ на протесты местных жителей и даже муниципальных депутатов Орлова и ее подчиненные не устают повторять, что новая свалка принесет деньги в казну, а экологического ущерба от нее не будет.

Шеф-редактор владимирского издания «Томикс33» Михаил Буянов уверен: «Белый дом [областная администрация] целенаправленно пытается сделать из Владимирской области большую мусорную свалку. В 2013г. в регион пришли варяги, люди во многом случайные, и начали насаждать свои порядки. Да им в принципе по существу до фени, что будет с этой Владимирской областью, в которой они завершат свою работу». «Горячей точкой» на карте области журналист называет Филипповское, «где власти пытаются организовать большую мусороперерабатывающую станцию примерно на 150 тыс. тонн дерьма, из которых 100 тыс. тонн будет отдано для складирования москвичам, и 50 тыс. тонн – владимирцам». Против этого проекта, по словам Буянова, кроме местных жителей и депутатов выступают экологи и крупные институты, изучающие проблемы экологии и мусорной проблематики. «Я думаю, что владимирские областные власти и московские власти уже успешно договорились о мусорном партнерстве», – объясняет собеседник упорство Орловой.

Также Буянов отметил, что в самом Владимире 2017г. прошел под флагом организации на теплоэлектроцентрали города крупного мусороперерабатывающего предприятия. «Но поднялась городская общественность, поднялись муниципальные чиновники, и эту проблему пока сняли. Но я думаю, что этот план Белый дом все равно будет продвигать», – считает журналист. При этом он подчеркнул, что новые региональные власти серьезно сократили аппетиты местных «мусорных королей», но зато покровительствуют «гастролерам».

Псковская область

В городе Порхов Псковской области назревает бунт местных жителей, крайне недовольных действиями областных властей по ликвидации свалки в Пскове.

Депутат Псковского областного собрания депутатов, лидер областного отделения партии «Яблоко» Лев Шлосберг, комментируя ситуацию в своем регионе, напомнил, что мусорная проблема в Псковской области появилась в 1946г. с создания в Пскове городской свалки, которая тогда располагалась на его окраине, но позже оказалась в центре жилых кварталов. «Эту свалку официально прекратили использовать 1 января 2018г.», – заявил депутат. По его словам, несколько поколений городских и областных властей последовательно избегали этой проблемы или пытались решить ее «самым примитивным образом»: «Они искали около Пскова какое-то место, куда перенести эту свалку. Жители всех населенных пунктов, куда приходили инициаторы организации полигона, выступали буквально с вилами и давали понять, что любая попытка организовать помойку возле их деревни приведет просто к восстанию. И власти отступали». В то же время в регион, по словам Шлосберга, приходили крупные инвесторы из Петербурга, Эстонии и Швеции, которые хотели построить современный мусороперерабатывающий комплекс.

Как сообщил собеседник, за несколько месяцев до закрытия свалки в Пскове областная администрация осенью 2017г. без обсуждения с жителями издала приказ распределить псковский мусор между тремя районами: Порховским, Палкинским и Печорским – запасной территорией стал Остров. «И вот с 1 января псковский мусор после частичной сортировки огромными машинами, вес которых 26 тонн каждая, повезли на порховскую свалку – это старая свалка, которую оградили, поставили на въезде будку и назвали полигоном. И люди буквально восстали. Соответственно внезапно врио губернатора [Михаил Ведерников] и все чиновники увидели, что никакого стратегического плана работы с отходами в области нет. Но у нас есть предприятие «Аспон», сейчас являющееся арендатором большинства полигонов Псковской области. И территориальная схема работы с отходами заточена под это предприятие, которое заинтересовано с сохранении своего монопольного положения. Она заинтересована никого не пускать на территорию области, и еще при прошлой администрации они пролоббировали документ, который их устраивал, но совершенно не устраивал жителей. И это основной конфликт, который сейчас сохраняется». 31 января в Пскове состоялось заседание рабочей группы по мусорной проблеме, которую возглавил Ведерников. Шлосберг, который также в нее входит, заявил: «Ничего нового я там не узнал, кроме того, что порховский полигон, куда сейчас свозят 75% псковского мусора, не в состоянии вынести эту нагрузку». Как власти будут решать проблему, пока абсолютно неизвестно, «никаких решений не принято, а все вопросы открыты», сказал депутат.

Подмосковье

Известная свалка в Балашихе после обращения жителей с жалобой к Владимиру Путину доставила немало проблем губернатору Андрею Воробьёву. Сейчас региональные власти запланировали передел «мусорного» рынка – в одних районах Московской области свалки закрывают, в других – открывают новые.

Председатель комитета по местному самоуправлению Мособлдумы Александр Наумов не видит системы в действиях властей, которые к тому же не всегда отвечают интересам жителей. Например, на фоне протестов граждан власти пытаются на 10 лет продлить срок действия исчерпавшего свой ресурс полигона «Лесная» возле Серпухова или «Алексеевского карьера» в Клинском районе. «Москвой и Московской областью производится в год 11,7 млн тонн бытового мусора. И этот весь мусор захоранивается на 0,26 территории Российской Федерации – в Подмосковье. Раньше у нас действовало 39 полигонов, сейчас осталось 15. Нагрузка на них колоссальная. В 2013г., когда у нас пришел новый губернатор Андрей Воробьёв, объявлялось, что будет решаться проблема, что на окраинах области будет создано 11 новых полигонов, но ничего не было сделано», – констатирует депутат. Однако главные проблемы подмосковного мусора, по его мнению, – это отсутствие эффективной системы сортировки мусора и мусороперерабатывающих заводов, а также проблема рекультивации существующих полигонов, многие из которых представляют собой «химические бомбы». При этом Наумов подчеркнул, что проблема мусора в Подмосковье – это проблема не только Московской области, но и Москвы, откуда поступает большая часть мусора. «А поскольку Москва – это столичный регион, то без вмешательства федерального центра также не обойтись», – добавил депутат.

С другой стороны, Наумов обратил внимание, что сейчас власти пытаются решить мусорную проблему, закупая японские мусоросжигательные заводы, на работу которых, например, в Европе, наложен мораторий. Но в России существует собственная система «Каскад», которая доказала свою эффективность при уничтожении химического оружия, но к ней интереса власти не проявляют. «Видимо, к покупке этих японских заводов проявляют интерес государственные структуры», – допускает парламентарий. «Если идти по пути, по которому идут сейчас, то в скором времени вся Московская область превратится в сплошную свалку», – резюмировал Наумов.

… а также многие другие

По словам координатора Токсической программы «Гринпис-Россия» Алексея Киселёва, в России «огромное количество регионов», испытывающих серьезные проблемы с утилизацией мусора. «У этого есть несколько причин. Первая – государство не исполняет закон. У нас есть закон об отходах, в котором полигонное захоронение – это самый последний метод обращения с отходами, который надо применять, когда все предыдущие более приоритетные достигли своего потолка. Это не исполняется нигде и никак. И здесь есть полный разрыв между народом, властью и бизнесом – каждый живет так, как считает нужным, и ничего не делает, чтобы отходообразование предотвратить», – говорит эксперт. В качестве небольшого примера он привел попытку убедить магазины отказаться от одноразовых пластиковых пакетов, которые составляют около 2% всех отходов в России: «Власть в ответ говорит, что не будем отказываться, а магазины говорят, что готовы отказаться, но тогда дайте нам господдержку».

«Я вам скажу, что власти вообще не пытаются что-то решить. Власти пытаются с высоких трибун заниматься болтанием языком и больше вообще ничего не делать. Они меняют терминологию, «раздельный сбор» заменили на «раздельное накопление», пытаются вопросы мусоровозов обсуждать, а вот как мы будем решать проблему образования отходов – наш наивысший приоритет уже три года как дарованный президентом Путиным, – в этом направлении ничего не происходит», – считает Киселёв.

Но есть в России отдельные положительные практики. Искать их Киселёв посоветовал, например, в рейтинге «Гринпис» о самых удобных городах для сбора мусора. Первые пять строчек в нем занимают подмосковные Мытищи, Альметьевск (Татария), Волжский (Волгоградская область), Октябрьский (Башкирия) и столица Мордовии Саранск.