Губернаторы могут использовать решение Минюста включать отдельных граждан в реестр СМИ-иноагентов для борьбы с политическими оппонентами, но это может обернуться для них политическим поражением, считают опрошенные «Клубом Регионов» эксперты.
28 декабря 2020г. Минюст включил в реестр СМИ-иноагентов пятерых граждан России*. Это известный правозащитник, руководитель движения «За права человека» Лев Пономарёв, художница-акционистка из Петербурга Дарья Апахончич и трое представителей СМИ: журналист издания «7х7» из Карелии Сергей Маркелов, главред «Псковской губернии» Денис Камалягин и еще одна псковская журналистка Людмила Савицкая из «Север.Реалии» (согласно российскому закону признан иностранным агентом).
Политический консультант Григорий Казанков допускает, что «личностный» подход к присвоению статуса иноагента губернаторы и другие представители власти разного уровня будут использовать против своих политических оппонентов и критиков власти. Не исключает он такого поведения и по отношению к конкурентам со стороны бизнесменов, имеющих возможность влиять на решения правоохранительных органов.
Политконсультант Андрей Максимов уверен, что в оппозиционно настроенных регионах примечание о том, что кандидат является иноагентом, приведет к тому, что «все дружно будут голосовать за наиболее неприятного для власти кандидата». «Степень антирейтинга и ненависти к власти зашкаливает, не везде еще, но в значительной части регионов. Так что это не самое умное решение [признавать граждан иноагентами], но что делать, если его приняли. Конечно, на региональном уровне в меру своей испорченности все будут им пользоваться, чтобы сводить счеты», – сказал собеседник «Клуба Регионов».
Представитель партии «Яблоко» в Псковском областном собрании депутатов Лев Шлосберг обратил внимание, что четыре человека из реестра представляют Северо-Западный округ. «Географический выбор никак не объясним», – рассуждает он. При этом видит определенную связь между включением в список иноагентов Камалягина с Савицкой и резонансным делом против псковской журналистки Светланы Прокопьевой, которую суд приговорил к штрафу в 500 тыс. руб. за оправдание терроризма. «Мне кажется, все это тянется к ФСБ и является частью зарабатывания баллов, возможно, даже псковским управлением, которое таким образом пытается переключать внимание своих вышестоящих руководителей с объективных провалов, которые объективно есть у псковской ФСБ, на якобы достижения. Но до тех пор, пока Минюст не объяснит свою позицию, ничего конкретного сказать невозможно», – сказал депутат. Он отметил, что в Пскове «не все плохо со свободой слова» благодаря независимым журналистам и СМИ.
Григорий Казанков надеется, что применение закона об иноагентах против отдельных граждан будет минимальным. «А если его вдруг будут применять, то общественности нужно очень четко разъяснять, за что этот гражданин попал в этот реестр. Иначе велика опасность, что постоянно будет возникать ощущение, что это просто политическая расправа», – говорит эксперт. Признание политика иноагентом добавит негатива в его образ в глазах некоторых избирателей, но может создать ловушку для власти. «Во-первых, у нас люди традиционно внимательно относятся к политическим акторам, на которых давит власть, – это сильно повышает их популярность. Во-вторых, у нас люди настолько привыкли к такого рода историям и кампаниям еще с советских времен, так что они будут очень сильно это фильтровать», – сказал эксперт.
Лев Шлосберг убежден, что институт иностранных агентов был создан, чтобы «выдавить» из общественной жизни людей с оппозиционными политическими взглядами: «Это такая дубина, которая должна дискредитировать человека в глазах общества». По его мнению, понятие «иностранный агент» становится синонимом «врага народа». Если включение в реестр того же «Радио Свобода» (согласно российскому закону признан иностранным агентом) кажется логичным хотя бы с точки зрения территориального расположения (его штаб-квартира находится за границей), то включение отдельных граждан России вызывает у собеседника «Клуба Регионов» недоумение.
Также отметим, что иноагентами в России признаны и НКО, использующие иностранное финансирование. В их число входит и движение за честные выборы «Голос». Андрей Максимов считает, что подобные «благородные проекты» были вынуждены «ходить с сумой по миру» из-за невозможности найти средства на свою деятельность в России. «Было бы правильней, если бы они получали деньги от наших спонсоров, и никто бы не боялся вкладывать деньги в честные выборы. Думаю, на федеральном уровне было бы очень полезно иметь организации, которые ставят своей целью обеспечение честных и объективных выборов во все уровни власти», – поделился своим мнением эксперт.
*Закон, позволяющий признавать физических лиц иноагентами, действует с 2019г., но до сих пор Минюст не использовал его против физических лиц.