В Совете Федерации обратили внимание на «излишнюю законтролированность» муниципалитетов со стороны надзорных органов, сообщил зампред Андрей Турчак. По его словам, за пять лет объем задолженности муниципалов по судебным решениям вырос со 144 до 227 млрд руб. «Выплатить такие деньги для них нереально, в таком объеме их просто нет. Поэтому главы берут кредиты, загоняя бюджеты в долги», – говорит Турчак. Эксперт Института гуманитарно-политических исследований, политолог Владимир Слатинов отмечает, что в последнее время силовики и надзорные ведомства перенесли всю тяжесть «надзорной дубины» с бизнеса на муниципалов и бюджетников, поэтому исправить ситуацию может только комплексная реформа этой системы параллельно с увеличением финансирования деятельности органов МСУ.
Для смягчения ситуации в Совфеде предлагают разработать механизм дорожной карты по устранению нарушений и на время ее исполнения прекратить все карательные меры. Также в верхней палате парламента РФ собираются защитить и самих муниципальных служащих от штрафов и дисциплинарных взысканий, если у тех не получается исполнять полномочия и требования по уважительным причинам, рассказал Турчак. Все эти инициативы Совфед направит на рассмотрение профильным министерствам, губернаторам и Счетной палате, также сенаторы проведут по этому поводу отдельную встречу с представителями Генпрокуратуры.
Темы, озвученные Турчаком, муниципалы на региональном уровне поднимают регулярно «все последние годы», говорит Слатинов. Однако сейчас эта хроническая проблема обострилась. По словам эксперта, у глав муниципалитетов и руководителей бюджетных учреждений есть устойчивое мнение, что, сократив под нажимом федеральных властей давление на бизнес, силовики и надзорные ведомства стали уделять больше внимания бюджетному сектору – тем самым муниципалам и руководителям учреждений. «И вот эта кривая [увеличения объема задолженности по судебным решениям] косвенно это подтверждает», – добавил Слатинов.
«То, что на это обратила внимание федеральная власть, да еще и целый сенатор и секретарь генсовета «Единой России», в общем, показательно. Мы не знаем, каким будет ответ, потому что никакой конкретики Турчак не привел. Но то, что реакция есть – уже хорошо. Голос муниципалов услышан», – говорит Слатинов. Сам он связывает хроническую проблему муниципалитетов с их низкой бюджетной обеспеченностью и «разными нефинансируемыми мандатами». «На самом деле у муниципалитетов есть обязательства, которые они исполнять не могут из-за отсутствия средств, но по которым они несут ответственность, связанную со штрафами и наказаниями», – уточнил эксперт. Именно эти две проблемы, по мнению Слатинова, необходимо решить на фундаментальном уровне. По его словам, отчасти это уже происходит в рамках «ползучей» отмены первого уровня МСУ, в рамках которой вся ответственность за городские и сельские поселения переходит на уровень муниципальных округов. «А там и денег побольше, но и надзорные органы, кстати, поближе», – добавил политолог.
При этом Слатинов не исключает, что облегчение «надзорной дубины» может привести к снижению качества управления и распоряжения финансами на муниципальном уровне. Он уверен, что этот риск осознают и Турчак, и другие лица, принимающие решения. «Но они действуют в той логике, что прежде всего нужно начать решать проблему, по поводу которой есть более серьезный резонанс. Всё-таки надзорное давление слишком велико», – рассуждает эксперт. В то же время он опасается, что в условиях, когда активность силовых и надзорных ведомств будет ограничена и в отношении бизнеса, и в отношении муниципалов, они перенесут свое внимание на бюджетные организации. «Поэтому и нужны институциональные решения об уменьшении проверок и их плотности. Необходима комплексная реформа надзорной системы, которая до сих пор заточена на количество проверок, а эффективность измеряет штрафами», – резюмировал Слатинов.