Ротация губернаторского корпуса в 2024г. будет проходить скорее на позитивной волне – путем повышения до должностей на федеральном уровне, предположил политолог Владимир Слатинов в беседе с «Клубом Регионов». По его мнению, увольнения губернаторов по утрате доверия из-за коррупционных дел постараются сократить, чтобы не дестабилизировать систему, однако руководителей субъектов продолжат держать в тонусе, но уже при помощи дел против мэров.

– Уже двое губернаторов – Лимаренко (Сахалин) и Осипов (Забайкалье) получили формальное благословение президента Путина для выдвижения на второй срок, причем, губернаторы не самые успешные, но и не провальные. Видится ли за этим некий принцип, по которому в этом году будет проходить ротация губернаторского корпуса?

– Думаю, будет консервативный сценарий. Мы все-таки видим, что наибольшая интенсивность замены губернаторского корпуса на представителей так называемой новой волны пришлась на 2017-2019гг.. Это был пик этой целенаправленной кампании, у меня даже график есть по губернаторам, которые прошли через прямые выборы, смотрите: в 2018г. пришли 18 новых губернаторов, а уже в 2020-м девятерых оставили, девятерых заменили, а в 2023г. – заменили всего четверых. По итогам у нас среди глав регионов сейчас 50 выпускников «школы губернаторов». Но в последние годы началась  тактика точечных замен, и она, думаю, сохранится и в этом году. И тот факт, что накануне сохранились губернаторы, которых, мягко говоря, не считают передовиками, и которых некоторые политические аналитики называли даже кандидатами на вылет, – это лишний раз показывает, что масштабного губернаторопада ожидать не стоит.

– Насколько сильно ротации в губернаторском корпусе, на ваш взгляд, будут связаны с изменениями в составе правительства?

– Сама концепция губернаторов новой волны подразумевает, что Кремль становится модератором кадровой политики: он подбирает кадры на должности региональных руководителей, обучает их, затем отправляет «на землю» и дает некий набор KPI, а в качестве одного из ключевых факторов мотивации для этих ребят выступает перспектива перейти на повышение в федеральные структуры. Ну а майское переформатирование правительства – это как раз наиболее подходящий способ показать, что эта конструкция работает. И ведь обратите внимание на то, что новый премьер должен будет представить президенту не только новый кабинет министров, но вообще всю новую структуру системы исполнительной власти. Я почти уверен, что некоторые региональные руководители в мае получат повышение до федерального статуса. То есть, у губернаторопада будет немного иной вектор: уйдут не те, кем недовольны, а те, кем очень довольны.

– Мы параллельно наблюдаем, как расправили плечи силовики. Насколько вероятен вариант, что часть губернаторов уйдет из-за коррупционных дел? Точнее, насколько Кремль заинтересован в таких демонстрациях?

– С одной стороны, коррупционные истории нравятся населению и они хороши для острастки элит, но в Кремле понимают, что злоупотреблять ими нельзя, потому что это будет будоражить элиты. С другой стороны, мы все-таки находимся в ситуации общественной мобилизации, в которой нужно четко демонстрировать ориентацию на общее благо и соответствие требованиям в том числе в части антикоррупционных стандартов. И посмотрите еще на вчерашний отчет премьера Мишустина, ведь он в нем в целом хвалил губернаторский корпус, говорил, что система исполнительной власти в регионах в целом работает эффективно в ситуации нынешних вызовов. Поэтому держать ее в тонусе необходимо, но разбалансировать ее опасно. А злоупотребление коррупционными историями – это опасность разбалансировки. Следовательно, если такие истории и будут, то их будет минимум.

На этот счет у меня есть предположение, что губернаторов скорее будут держать в тонусе  делами в отношении мэров и руководителей крупных муниципалитетов, потому что это менее опасно.