Работа губернатором становится важным этапом развития карьеры на федеральном уровне, и нынешний призыв четверых глав регионов в министры федерального правительства это подтверждает, сказал в интервью «Клубу Регионов» политолог Алексей Мухин.
Все губернаторы, которых премьер Михаил Мишустин позвал в свою команду, имеют опыт работы на федеральном уровне: Антон Алиханов (Калининградская область) до перехода в регион возглавлял один из департаментов в Минпромторге, Михаил Дегтярёв (Хабаровский край) был депутатом Госдумы, Роман Старовойт – главой Росавтодора и замминистра транспорта РФ, а Сергей Цивилёв (Кузбасс) возглавлял крупную угледобывающую компанию «Колмар».
– Как стоит расценивать нынешний рекордный призыв губернаторов в правительство РФ?
– Когда федеральные политики приходят на губернаторскую позицию – это для них определенный этап развития. Практически все, кто переезжал из Москвы в регионы, собирались вернуться на федеральный уровень, но уже в другом амплуа. Трудно не заметить, что способом доведения федералов до определенных компетенций является испытание регионом. Это совсем не значит, что губернаторство является промежуточным этапом, просто это важный период в жизни любого федерального политика, который печется о своем будущем. Я не знаю примеров, когда кто-то из федералов решал посвятить себя региону и остаться там до конца. Тем более, принцип ротации никто не отменял.
Что касается нынешнего представительства губернаторов в исполнительной вертикали, то оно достаточно высокое и говорит о том, что опыт региональной работы востребован на федеральном уровне, и к его обретению следует относиться очень внимательно.
– В регионах, откуда губернаторы уходят в кабмин, новых глав выберут уже в сентябре. Не пошатнет ли это политическую стабильность в данных территориях, поднимет ли там голову местная фронда?
– Данные назначения готовились, по крайней мере, три месяца, было просчитано всё до мелочей. Так что, я думаю, что никакой угрозы политической стабильности там не существует.
– За время этой подготовки уходящие губернаторы успели подготовить себе преемников? Их мнение о том, кто должен занять место, учитывалось?
– Принцип преемственности будет сохранен, это очевидно. В большинстве случаев, если губернатор не уходит со своего поста по недоверию, как правило, его мнение всегда учитывалось.
– Это могут быть люди, которых губернаторы взрастили в своих командах?
– Нет. Принцип ротации так же священен, как и принцип преемственности.
– Как тогда это совмещается?
– Будущих губернаторов буквально взращивают, это глубокая и планомерная работа. Случайные персоны на эти позиции практически не попадают. Помните 2018г. и четверых залетных губернаторов? Вот с тех пор выводы сделали.
– В какой степени уходящие губернаторы влияют на то, кто их заменит?
– Об этом мы узнаем только после назначений врио губернаторов и прохождения ими определенных этапов проверок. Очень часто так бывает, что губернатор думает, что он повлиял на решение о своем сменщике, и он пытается как-то закрепиться, остаться в регионе, как, например, Сергей Морозов в Ульяновской области. Но на поверку оказывается, что система не работает так, как предполагает ушедший губернатор.
– Кого-то из тех исполняющих обязанности губернаторов, которых назначили сейчас, можно рассматривать в качестве будущих ставленников президента?
– Конечно.