Активное продвижение ДЭГ в регионах, которым занялись избиркомы – ответ на внутреннее сопротивление некоторых избирателей, которые не понимают  этот «черный ящик», считает политконсультант Алексей Швайгерт. В интервью «Клубу Регионов» он сказал, что федеральный центр поддерживает соревнование между регионами по привлечению избирателей к электронному волеизъявлению, ведь перед властью стоит сверхзадача перевести все голосование в электронный формат, «где блокчейн царит над контролем и наблюдением».

 

– Избиркомы активно распространяют ролики об удобстве ДЭГ на выборах всех уровней – от губернаторских до местных. Зачем это делается и насколько эффективно, по вашей оценке, продвигают дистанционное голосование?

– То, что ДЭГ – это удобный инструмент голосования – это мантра, которую продвигают избиркомы и власти всех уровней. Но будем откровенны: ясной системы контроля, кроме тезиса о том, что это блокчейн, который не взломать, и что ключи от него находятся у разных людей, по большому счету, нет. И большинство населения не очень понимает, как работает этот «черный ящик». Поэтому усиленное продвижение ДЭГ и происходит, чтобы поработать с внутренним возражением некоторых избирателей. Продвижение идеи «не задумывайся – голосуй» – это очень простой месседж, поскольку ты говоришь не о том, как это устроено, а о том, какое удобство это несет. Вообще, стоит сверхзадача – свести всё в электронную базу, где блокчейн царит над контролем и наблюдением, а тема независимого понимания происходящего просто исключается из повестки.

При этом тема недоверия ДЭГу ушла из повестки. Если еще в 2019г. та же КПРФ активно продвигала тему манипуляций с ДЭГом, то теперь мы не видим никаких политических субъектов, кто ставил бы вопрос о защищенности и прозрачности электронного голосования. В условиях СВО обсуждение подобных вопросов стало негласно приравниваться к критике системы и вообще неправильному поведению. 

– Кому ДЭГ нужен больше всех: ЦИКу, администрации президента или региональным командам, не уверенным в своих способностях обеспечить необходимый результат голосования?

– Заинтересованы все. Но поскольку ДЭГ не принадлежит региональным администрациям, то и ответственность за результат им легко смещать на уровень выше. При этом некоторые губернаторы не учитывают, что фактически они становятся заложниками это инструмента. Если сейчас губернатор может если не напрямую, то косвенно влиять на какие-то вопросы, связанные с выборами, то как губернатор, не имея ключей от блокчейна, сможет на что-то влиять, если его регион на 100% перейдет на электронное голосование? Здесь для губернатора всё будет зависеть от администратора этой системы в широком смысле: политических игроков, которым губернатор может нравиться или не нравиться.

– Глава ЦИК Памфилова накануне назвала регионы-лидеры и аутсайдеры по регистрации для участия в ДЭГе. Возможно ли, что в некоторых регионах есть сопротивление дистанционному голосованию на административном уровне?

– Всё-таки, разница в уровне регистрации для участия в ДЭГ зависит от уровня выборов. Понятно, почему в первой тройке Москва, а также Челябинская и Вологодская области, в которых идут губернаторские выборы. Новый или старый губернатор хотят показать достойный результат, поэтому там мобилизация в ДЭГ происходит по всем вертикалям и горизонталям.

Что касается вашего вопроса о сопротивлении, то как бы нам этот тезис ни нравился, об этом речь не идет. Скорее нужно говорить о расслабленности местных администраций. Все-таки популяризация ДЭГ, достижение плановых показателей по вовлечению в него избирателей, вот эта соревновательность, она поддерживается на федеральном уровне. И когда кто-то оказывается в конце «турнирной таблицы», то это происходит не в силу саботажа, а из-за недоработок на местах.