Конкуренция на выборах глав регионов зависит не от количества участников, ведь главных претендентов обычно двое: губернатор и его основной оппонент, сказал в интервью «Клубу Регионов» политолог Дмитрий Журавлёв, комментируя итоги регистрационной кампании кандидатов в губернаторы, из которой выбыл почти каждый третий заявившийся. При этом эксперт уверен, что избирателям конкуренция на губернаторских выборах не нужна и не интересна.
 

– Какие выводы об уровне конкуренции можно сделать, исходя из данных о регистрации кандидатов? Вообще, конкуренция зависит от числа участников?

– Зависимость непрямая. Порой, малое число кандидатов означает высокую конкуренцию, ведь ключевых кандидатов обычно двое: представитель власти и его главный оппонент, и второй как бы размывается большим числом похожих кандидатов. Но это не значит, что самыми конкурентными будут выборы на Алтае, где осталось всего три участника. Если кроме Турчака остальные – технические кандидаты, то какая же там может быть конкуренция?

– Уровень отсева кандидатов в регионах разный. Зависит ли он от изначального числа заявленных участников?

– Количество заявок определяет региональная культура. Питер – город интеллигентов, там каждый третий считает себя достойным быть губернатором. А где-нибудь в Башкирии патерналистские традиции, там кандидат в губернаторы – это большой человек, там далеко не все пойдут заявляться, потому, что их не пустит собственная голова.

– Кстати, в Башкирии зарегистрированы все пятеро заявившихся кандидатов.

– Потому, что там выдвинулись только те, кто был готов к этому, у кого есть сильная поддержка.

– Чем объяснить 100% зарегистрированных кандидатов в Ставрополье, Кузбассе, Волгоградской и Курской областях?

– В Ставрополье все не так линейно, как в национальных республиках, но и там выборы – это дело серьезное. В Волгоградской области тоже сильны патерналистские традиции. В Кузбассе за всю его историю было не так много губернаторов, и если там кто и конкурирует – то экономические, а не политические субъекты.  Курская область тоже довольно патерналистская, и это к тому же богатый регион: там есть курская магнитная аномалия, есть АЭС, то есть, есть источники денег. Это не очень большие источники, но их несколько, и они тоже играют самостоятельную роль в политике.  

– В половине регионов зарегистрировано менее 80% кандидатов в губернаторы. В этом виновата оппозиция, которая не отнеслась к выборам серьезно?

– В основном, так и есть. Все-таки, существует закон, и если жесткий отсев некоторые считают нарушением закона (хотя, это не так), то почему мягкий отсев – это не нарушение? Очень часто оппозиция не дорабатывает из-за низкой компетенции, там многое делается на коленке, поэтому часто возникают ошибки процедурного характера. Конечно, бывает, что власть кого-то боится и убирает конкретных кандидатов. Но снимать того, кого боишься – опасно и неэффективно, он же никуда не денется, его авторитет в регионе останется, и ты этот авторитет выносишь за скобки законного процесса. Конечно, губернаторов это мало останавливает, но в регионах, где сильных кандидатов сняли, чтобы они не мешали, это аукнется, например, на выборах в Госдуму в 2026г..

– Вернемся к конкуренции. Избирателям она нужна?

– Нет. Людям нужен покой и нормальная жизнь. Конкуренции ждут политически активные люди, но много ли их в регионах? Много ли тех, кто верит, что через политику они могут решить свои собственные проблемы? Почему в конце 80-х и начале 90-х была такая высокая политическая активность? Потому что людям тогда внушили, что если поменять политическую систему – жить станет лучше, и все ломанулись ее менять. Сейчас 99% населения России уверены, что нынешняя система либо самая идеальная из возможных, либо перестроить ее очень трудно, но, что главнее – что эта перестройка не принесет решения их конкретных проблем. Среднестатистического гражданина гораздо больше волнует, во сколько у него будет начинаться рабочий день, чем то, кто будет губернатором.