Депутат Госдумы, сопредседатель Общероссийского народного фронта Ольга Тимофеева рассказала «Клубу Регионов», почему ОНФ поддержал законопроект о наказании губернаторов за самопиар, как отличить восхваление от информирования и чего добиваются «фронтовики», критикуя глав регионов.

 – Ольга Викторовна, инициатива Госдумы о привлечении к уголовной ответственности губернаторов за незаконный пиар, которую вы поддержали, неоднозначно воспринята обществом. Некоторые эксперты говорят, что зачастую сложно отличить пиар региональных властей от простого информирования об их работе.

– Есть государственные услуги, которыми занимаются органы государственной власти. И в законе перечислено, о чем они должны информировать. Мы же, проанализировав огромное количество контрактов между субъектами и местными СМИ, выяснили, что есть прямое указание – освещать деятельность органов власти. А по факту получаются интервью с местными министрами и губернаторами. При этом никто нигде не сообщает о том, какие принимаются законы, какие есть субсидии и куда за ними обращаться, где завтра будут перекрываться дороги и где есть ЧС, о которых нужно информировать. Мы говорим вот об этом.

Цинизм иногда доходит до того, что своим же местным телекомпаниям, которые бюджет и так содержит, [региональные власти] дают деньги на информационное сопровождение себя же. И поэтому сегодня мы как ОНФ к этой инициативе депутатов присоединились.

На сегодня законопроект, для вашего понимания, в Госдуму еще не внесен, потому что мы вносим изменения в Уголовный кодекс, а для этого нужно разъяснение правоприменительных органов. Мы хотим посмотреть, что нам скажет правоприменитель – Верховный суд.

– Народный фронт не впервые акцентирует внимание на проблеме расточительства региональных властей…

– Эту тему мы поднимаем уже два года подряд, когда еще начинался Хорошавин. После этого был последний медиафорум…

Президент дает прямые поручения оптимизировать и сократить расходы [регионов на СМИ]. Есть прямые поручения министру финансов это проконтролировать. Но только произошла «оптимизация» с 33 до 36 млрд руб. Видимо, у нас каждый из субъектов слово «оптимизация» воспринимает по-разному.

Поэтому мы и обратились к Дмитрию Медведеву и в Верховный суд. Мы хотим услышать, возможна ли правоприменительная практика за неисполнение прямых поручений президента. Сегодня уже два года есть соответствующие поручения президента, и часть из них рядом губернаторов не исполнена. К сожалению, два года, начиная с Хорошавина, нас слышит только половина людей [из губернаторского корпуса].

– Противники вашей инициативы говорят, что она лишит региональные СМИ средств к существованию. Как будет регулироваться этот вопрос?

– Сегодня обвиняют, что мы хотим забрать деньги у журналистов, потому что они [бюджеты регионов на СМИ] тратятся на них, на газеты, но, знаете, я сама телевизионный журналист и продолжаю работать в регионе (закон мне это позволяет). Я хочу сказать о другом. Одно дело, когда ты рассказываешь о людях, о проблемах региона и о том, как эти проблемы решить, как работает тот или иной орган. Но когда ты все время показываешь в каждом сюжете главу региона, который обязан работать, а не пиариться, это вызывает вопросы.

Мы не говорим сегодня о том, что финансирование будет сокращено. Мы принципиально настаиваем на сокращении доли, которая тратится на пиар. Более того, мы требуем, чтобы все эти расходы были крайне прозрачны. В условиях кризиса, когда мы видим, что падают в некоторых регионах показатели экономики, снижаются зарплаты врачам и учителям, когда мы катастрофически сокращаем деньги по всем направлениям, замораживаем строительство по федеральным программам, которое еще не начато, когда мы видим, что власти наращивают расходы на собственный пиар – это вызывает неоднозначную реакцию.

Более того, почему мы за прозрачность? Есть регионы, где 50 тыс. жителей, а есть территории – где их несколько миллионов. И иной раз они одну и ту же сумму тратят на собственное информирование. Возникает вопрос: эффективны ли эти траты или это просто губернатор захотел и содержит газету, телекомпанию, глянцевый журнал – 17 СМИ, которые его прославляют. Но это на самом деле не делает СМИ конкурентными, а с другой стороны, заменяет то самое информирование. И получается искаженная ситуация: в регионе забирают федеральные деньги на детский садик как неосвоенные – а губернатор молодец, некачественно сработали подрядчики, которых должна контролировать команда губернатора – а губернатор у нас опять молодец – виноваты вообще все кто угодно, включая федеральные власти и президента.

А когда мы поднимаем все эти вопросы, против нас натравливают журналистов, и они говорят: «У нас заберут деньги». Да, сегодня местной газете или телекомпании без этих денег выжить невозможно. Но смотря что показывать: или реально показывать, что происходит, или рассказывать все время только об одном человеке, рейтинг которого создается искусственно.

Мы против таких перегибов. Поэтому мы очень хотели бы, чтобы нам оперативно ответило правительство и Верховный суд. Потому что мы накануне формирования следующих бюджетов, которые, все понимают, будут крайне жесткими. Мы хотим понимания каждой бюджетной копейки. И то, что мы объединяемся всеми фракциями, это понимание того, что нужно что-то менять в этом направлении. Потому что одним обнародованием уже не обходится.

– Вы верите, что в случае принятия закона главы регионов перестанут тратить бюджетные деньги на улучшение своего имиджа? Или они просто найдут другой, возможно, не совсем легальный способ финансирования информационной поддержки?

– Я иногда сильно удивляюсь, что человек, который приходит во власть, вдруг завтра становится царем и богом, считая, что он может всем распоряжаться, что его мнение однозначно. Но сегодня у меня есть понимание, что без мнения общественности, без публичных прозрачных вещей дальше уже невозможно. Пора уже начинать делать выводы.

Я понимаю, о чем вы говорите. Всегда находится лазейка, чтобы обойти любой закон. Но это уже на совести тех людей, которые избираются именем президента, а потом забывают, что они обязаны жить по законам государства, на которое должны работать.

– Иногда возникает впечатление, что губернаторы начинают реально экономить и исполняют поручения только тогда, когда ОНФ персонально укажет на них.

– Я могу сказать, что многие из них, действительно, после наших вопросов сократили бюджеты. Но, понимаете, когда какой-то губернатор или какая-то территория заказывают несколько полос в федеральных СМИ, которые выйдут в Москве, то у меня как у жителя конкретной территории возникает вопрос: скажите, пожалуйста, о каком информировании для меня идет речь, если за несколько миллионов заказывается статья в федеральной газете? Это делается для того, чтобы жители региона узнали, какие в нем есть проблемы и как их решают? Или это делается для того, чтобы в администрации президента увидели, какой губернатор красивый? Перекосов на самом деле большое количество.

Но я хочу сказать, что сегодня наша задача – не наказать кого-то, дать кому-то по шапке, не снять кого-то, не написать против кого-то плохой доклад. Наша задача – суммировать негативную информацию, которая идет от общественных организаций региона, и решить проблему. Причем решить в любом направлении. Не платят зарплату – выплатить зарплату, а не снять, не критиковать, а где-то даже подсказать губернатору, которому команда нагло врет. Ведь поручения не исполняет не конкретный губернатор, а вся его команда, которая обязана контролировать ситуацию и объективно информировать. А когда у нас губернаторы находятся в ситуации идеализации, которую им создает их команда, возникают перекосы. Но задача Фронта, я повторюсь, не снять губернатора и сказать, какой он негодяй. Наша задача – изменить ситуацию и решить проблему. И есть огромное количество губернаторов, которые, когда мы публичим ту или иную проблему, говорят: «Большое спасибо, общественники», – отменяют госзакупки на непонятные тендеры, решают вопросы по многим направлениям. И мы действительно понимаем, что ситуация изменяется и двигается.