В преддверии летнего сезона Дмитрий Медведев провёл совещание по организации летнего отдыха детей и подростков. Обсуждалась подготовка детских оздоровительных учреждений к периоду летних каникул, развитие материально-технической базы лагерей, вопросы безопасности детского отдыха.

Президент указал на необходимость строгого исполнения правил организации летнего отдыха и лечения детей, подчеркнув, что нарушение соответствующих норм должно влечь ответственность.

Совещание прошло в детском санатории имени Н.А.Семашко. Перед началом встречи глава государства осмотрел учреждение, пообщался с сотрудниками и детьми, отдыхающими здесь и проходящими лечение.

Детский дерматологический санаторий имени Н.А.Семашко основан в 1970 году. Профилем санатория является лечение заболеваний кожи, органов пищеварения, нервной системы и опорно-двигательного аппарата. Ежегодно санаторий принимает более трёх тысяч детей от 7 до 14 лет.

* * *

Д.МЕДВЕДЕВ: Добрый день, коллеги. У нас сегодня рабочий день, и мы вернёмся к одной теме, которой достаточно активно занимались в прошлом году. Я имею в виду тему школьных каникул и оздоровительного отдыха наших детей.

Школьные каникулы уже не за горами, в этом году у нас будет открыто около семидесяти тысяч оздоровительных лагерей. В прошлом году общее количество детей, которые в этих лагерях отдыхали, составило 8 миллионов 600 тысяч человек. Задача непростая, мы должны успеть сделать всё необходимое для того, чтобы эти лагеря были в нормальном состоянии, были обеспечены как следует всем, что необходимо, и чтобы там были правильные условия для отдыха.

Осенью прошлого года мы с вами подводили итоги летнего сезона, проанализировали основные проблемы и позитивный опыт, который был, естественно, также накоплен, надеюсь. Мною давались поручения по исправлению целого ряда проблем организации детского отдыха. Срок исполнения поручений истёк – так что я жду от профильных министров соответствующего доклада о проделанной работе и о том, как идёт подготовка к новой кампании по оздоровлению.

Напомню также, что с 1 января 2010 года вопросы организации летнего отдыха и оздоровления детей были переданы в ведение региональных и муниципальных властей. Общий объём затрат на эти цели в прошлом году составил почти 50 миллиардов рублей. Деньги, в принципе, немаленькие.

Теперь о принципиальных моментах, о которых необходимо поговорить. Первое. Мы договаривались выработать единые стандарты для всех детских оздоровительных лагерей. Причём, конечно, речь шла о самых высоких стандартах: о санитарных стандартах, о правилах проезда до места отдыха и обратно. Эти нормы не только должны создавать комфорт и безопасность ребят, но и должны быть исполнимыми. Естественно, контроль за ними должен быть регулярным. Нарушение соответствующих правил, процедур должно влечь ответственность. В этом контексте я напомню печальную статистику. В 2010 году увеличилось число очагов массовых заболеваний детей по сравнению с 2009 годом. Пострадало 186 детей. Из-за несчастных случаев погибли 16 ребят.

Я знаю, что в целом ряде регионов – здесь у нас представлены регионы – предусмотрена система страхования детей. Я считаю, что этот позитивный опыт необходимо распространить на всю территорию нашей страны, использовать этот опыт в общероссийском масштабе. В 2010 году опыт страхования применялся только в трёх регионах нашей страны. В текущем году запланировано его использование в 61 регионе. Практически в двух третях наших территорий. Но, думаю, необходимо распространить его повсеместно, потому что это цивилизованная система и, в общем и целом, она позволяет совершать целый ряд проблем.

Ещё одна проблема. Изношенность материально-технической базы летних лагерей. Тема нам всем хорошо известная. Большинство лагерей были построены в 60-80-е годы прошлого века, ещё при советской власти. Почти четверть из них требуют ремонта. Причём, я думаю, это ещё оптимистическая цифра, потому что мы периодически дырки латаем, говорим: «Вот, у нас отреставрировано. Мы нормально себя чувствуем». Но на самом деле, конечно, цифра явно выше. Я хочу понять, как идёт эта работа, хотел бы услышать и от руководителей Правительства, и от руководителей регионов.

В 38 регионах приняты и реализуются целевые программы по вопросам детского отдыха. По-хорошему, такие программы должны быть в каждом регионе, потому что дети есть везде. Я считаю, что это могло быть поручением нашим территориальным органам управления, губернаторам и другим властям на местах. Причём эти программы должны быть нацелены именно не на латание дыр, а на создание новых зон отдыха, на полноценное обновление инфраструктуры, на обеспечение безопасности детей. Если такие программы приняты, но в них эти позиции отсутствуют, их нужно откорректировать.

В прошлом году мы неоднократно обращались к теме недопустимости перепрофилирования учреждений детского отдыха. Я давал поручение предпринять все необходимые меры, естественно, предусмотренные законодательством, для недопущения таких действий. Хочу также услышать, что сделано.

Третье. Летний отдых – это, конечно, хорошая возможность (для многих, наверное, единственная возможность) полноценно укрепить здоровье, для детей – найти друзей, узнать для себя что-то новое. Особенно это касается ситуаций, когда дети попали в непростые обстоятельства, будь то какие-то катаклизмы, которые происходили в нашей стране, или дети, у которых есть ограничения по здоровью. Здесь очень многое зависит от педагогов, от их профессиональной подготовленности и, конечно, от их человеческих качеств.

Я поручал Правительству к концу апреля подготовить программу повышения квалификации воспитателей и других специалистов для детских лагерей, потому что (в прошлом году мы также говорили об этой проблеме) воспитатели, к сожалению, разные встречаются, и повышение квалификации весьма необходимо. Также необходимо подготовить рекомендации по организации досуга, совершенствованию воспитательной и образовательной работы. Хотел бы также, чтобы был сделан соответствующий доклад на эту тему.

Давайте перейдём к обсуждению.

<...>

Д.МЕДВЕДЕВ: Уважаемые коллеги!

Скажу несколько слов в завершение нашего совещания. Во-первых, очевидно, что работа, которую мы с вами ведём уже второй год, должна быть продолжена. Я уже третий раз всех вас собираю, считаю, что в этом есть как минимум один резон: после таких встреч происходит необходимая встряска, все начинают работать активней.

Теперь по конкретным предложениям, которые звучали, помимо того, что я уже откомментировал. В отношении контроля санитарного состояния самих лагерей, насколько я понимаю, Правительство приняло уже в начале января соответствующее решение, которое устанавливает возможность проведения органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора плановых проверок деятельности детских оздоровительных лагерей. В этом смысле общий порядок, который мы делали для других организаций, который заключался в том, чтобы всё-таки поменьше проверок было, не будет распространяться на детские лагеря, потому что это дети и тут экономить на проверках не следует.

94-й закон, о котором многие говорили. Мы сейчас в стадии его совершенствования, точнее, он перманентно совершенствуется, но сейчас мы уже вышли на подготовку, по сути, нового закона. Я не против того, чтобы посмотреть, что здесь можно сделать, то, о чём говорил Василий Юрьевич [Голубев] и другие коллеги, но давайте поглядим, как соответствующую норму можно было бы изложить в части качества оказываемых услуг, опыта.

В том, что было затронуто и Геннадием Григорьевичем [Онищенко], и нашим коллегой Александром Васильевичем [Джеусом], который занимается этим в «Орлёнке», насчёт продуктов питания (это уже не в первый раз звучит), здесь действительно надо что-то придумать. Потому что, когда мы говорим о снижении цен, допустим, на дорожные работы, в результате приходят жулики, которые объявляют двукратное снижение цены, – в худшем случае у нас будет плохая дорога. Но это-то здоровье детей. Поэтому такой арифметический критерий здесь должен чем-то дополняться. Не знаю чем, но я хотел бы, чтобы Правительство подумало об этом: те самые индикативные какие-то показатели, просто набор общей информации, допустим, о поставщике. Потому что если сюда, на Кубань, допустим, продукты начинают поставлять с Дальнего Востока – меня бы это насторожило, потому что здесь своя серьёзная аграрная база, и она должна подпитывать эти лагеря, плюс это вопрос годности и так далее. То же самое касается и других регионов. Вовсе не обязательно туда с Кубани поставлять. Это всё-таки должен быть набор проверенных поставщиков. Подумайте, как это изложить.

Реестр лагерей, о которых говорил Виталий Леонтьевич [Мутко], надо обязательно доделать, чтобы он был и чтобы им мог воспользоваться любой заинтересованный гражданин. Потому что когда родители принимают решение отправить куда-то своего ребёнка, то они должны понимать, что это реальный, а не мифический лагерь, что он включён в государственный реестр, что там всё-таки есть какой-то контроль. Включение в соответствующий реестр эти цели и должно преследовать.

Я бы поддержал идею базовых круглогодичных лагерей в качестве системообразующих как минимум в каждой крупной территории. То, о чём коллеги говорили, наверное, это правильно. Речь, конечно, не идёт о Кубани и о других южных территориях, где лагерей очень много, но по всей стране должны быть такие базовые центры. Может, и здесь можно иметь такой центр. Чтобы методология была разумной, чтобы опыта можно было набраться, чтобы педагоги там проходили стажировки. Это было бы разумно сделать.

И последнее, по поводу программы поддержки крупных оздоровительных центров. (Обращаясь к А.Фурсенко.) Андрей Александрович, я понимаю, что у нас с деньгами, как всегда, напряжёнка, тем не менее посмотрите, что можно сделать в рамках госпрограммы «Образование», и доложите вице-премьеру, а потом соответственно Александр Дмитриевич [Жуков] мне доложит.

Уважаемые коллеги. Всё ещё только начинается. Поэтому хотел бы, чтобы вы вернулись на свои рабочие места и занялись детским отдыхом.

До свидания.

Официальный сайт Президента России kremlin.ru