Новые майские указы, подписанные президентом РФ Владимиром Путиным в первый день вступления в должность, могут вновь тяжелым бременем лечь на регионы, опасаются некоторые эксперты. Однако другие уверены, что печальный опыт предыдущих майских указов, загнавших регионы в долговую яму, стал уроком для федерального центра, который, взваливая на губернаторов новые задачи, постарается дать и средства для их исполнения.

Свой новый президентский срок Владимир Путин, как и в 2012г., начал с подписания указа «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024г.». Согласно «майским указам 2.0», через шесть лет Россия должна войти в число пяти крупнейших экономик мира. Среди первоочередных задач – увеличение продолжительности и качества жизни россиян, устойчивый рост реальных доходов населения, повышение уровня пенсионного обеспечения сверх уровня инфляции, снижение уровня бедности в два раза и улучшение жилищных условий не менее 5 млн семей.

Не исключено, что львиная доля расходов на реализацию запланированного, как и в прошлый раз, ляжет на плечи регионов. Стремление исполнить майские указы 2012г., особенно в части повышения зарплат бюджетникам, привело регионы к росту внутреннего долга. Субъекты были вынуждены брать банковские кредиты для своевременного исполнения указов, в результате чего размер долговых обязательств в ряде случаев превысил годовые доходы региональных бюджетов.

Директор Центра исследований региональных реформ Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Александр Дерюгин считает, что именно на регионы «взвалят борьбу с бедностью».

«По приведенным цифрам понятно, что это будут полномочия регионов и, соответственно, расходы регионов. И федеральный центр в этом плане регионам не сильно будет помогать. Это направление ляжет тяжким бременем на регионы», – говорит эксперт, отмечая, что во многом тяжесть бремени будет зависеть не только от установленных показателей, но и от общеэкономической ситуации.

«С одной стороны стоит задача войти в пятерку, с другой стороны динамика роста экономики России до сих пор целиком зависит от динамики роста цен на нефть. В этом смысле, придется ли регионам дальше затягивать пояса или не придется, на этот вопрос сейчас ответить нельзя. Когда шесть лет назад были анонсированы первые майские указы, то они принимались в одних экономических условиях, и в общем они были вполне достижимы, но буквально спустя год начались проблемы, и в результате мы получили дефициты региональных бюджетов. Сейчас похожая ситуация, поскольку мы не знаем, что дальше будет», – рассуждает Дерюгин.

Те приоритеты, что перечислены в новых майских указах, напрямую «корреспондируются с предложениями», которые ранее были озвучены экс-министром финансов Алексеем Кудриным, отмечает научный сотрудник лаборатории бюджетной политики Научного направления «Макроэкономика и финансы» Института экономической политики им. Егора Гайдара Сергей Белёв. «И если посмотреть на публикации Центра стратегических разработок, то там предполагается, что средства на реализацию майских указов должны появиться в результате экономии на непроизводительных статьях расходов федерального бюджета. Иными словами, даже если какие-то траты и падут на регионы, то средства на эти мероприятия должны быть также даны федеральным центром за счет урезания каких-то других расходов», – полагает эксперт.

На его взгляд, практически все майские указы нового выпуска «по показателям относятся строго к региональной юрисдикции». Однако на достижение этих показателей могут влиять как региональные меры, так и федеральные, отмечает Белёв. «Например, немало сказано о развитии образования, и если это вузы, то это будет исключительно федеральный мандат и регионы дополнительно никаких расходов понести не должны, но если мы говорим о школьном образовании, то здесь, скорее всего, именно регионам придется потратиться. Но поскольку правительство дает регионам мандат на эти реформы, то должно дать и средства. Но, как будет на самом деле, посмотрим», – говорит эксперт.

Белёв также считает, что повторения ситуации с майскими указами 2012г., которые привели регионы в долговую яму, в этот раз удастся избежать. «Если дальше разгонять эту историю, то мы долго не протянем. Это именно то, чему и научил предыдущий опыт. Пока же по всем признакам под новые задачи средства будут найдены, потому что бюджетная устойчивость регионов уже на пределе. Но, судя по всему, без сокращения каких-то статей расходов или повышения налогов новые майские указы мы не сможем выполнить», – резюмировал эксперт.