В ЕДГ2024 пройдут выборы парламентов в 13 регионах. Лишь в трех из них протестный потенциал и невозможность губернаторов задействовать админресурс делают процесс голосования менее предсказуемым, поделилась прогнозом с «Клубом Регионов» доцент кафедры политологии Финансового университета при правительстве РФ Оксана Ерохина. При этом она отмечает, что КПРФ и ЛДПР в большинстве регионов теряют избирателей, а СРЗП и «Новые люди» могут побороться за протестные голоса.
По оценке эксперта, наиболее динамично идет кампания в тех регионах, где выше протестный потенциал: в Марий Эл, Хабаровском крае, Республике Алтай. «В этих регионах возможности глав регионов или врио задействовать административный ресурс будут ограничены, процесс голосования менее предсказуемый», – пояснила она.
Впрочем, никаких серьезных рисков для власти ни в одном из перечисленных регионов, как и в целом по стране, политолог не видит.
«ЕР будет лидировать, но вполне возможно, что СРЗП и «Новые люди» успешно будут бороться за протестные голоса. Голосование за СРЗП определяется наличием либо отсутствием в каждом регионе узнаваемых популярных фигур, представляющих партию, а голосование за «Новых людей» можно рассматривать как отражение запроса на обновление региональных элит. На этом поле играет и КПРФ, но ее целевая аудитория сокращается, хотя она достаточно устойчива в своих предпочтениях. Я бы прогнозировала, скорее, снижение поддержки привычных избирателю партийных брендов, таких, как ЛДПР и КПРФ», – поделилась наблюдением Ерохина.
В ряде регионов – Республике Алтай, Хабаровском крае, Волгоградской и Тульской областях выборы депутатов совмещены с губернаторскими, причем в большинстве главы – новички, и у них, по словам эксперта, возможности для применения админресурса ниже, что повышает риск протестного голосования как на губернаторских, так и на парламентских выборах.
Также Ерохина обратила внимание, что в этом году ЕР и губернаторы на выборах действуют «автономно»: главы регионов больше не выступают для партии в обязательном порядке «паровозами». Такое разделение, считает собеседница, идет на пользу обеим сторонам, снижая градус внутриэлитных конфликтов.