Депутат Московской городской Думы, первый заместитель Руководителя Центрального Аппарата ЛДПР, Мария Воропаева представила предложения по развитию талантов в России, объявив о запуске масштабного проекта «Москва – стране». Инициатива парламентария направлена на распространение успешного опыта столицы в регионы для сокращения социального неравенства. Первым этапом проекта станет выявление и поддержка перспективной молодежи. Для достижения целей проекта будут задействованы партийные ресурсы ЛДПР. Также в планах установить партнерские связи с бизнесом, образовательными и некоммерческими организациями.
Необходимость такого шага Мария Воропаева отметила, комментируя новость об установлении ограничений на платный прием в высшие учебные заведения страны. По её словам, сложно отрицать необходимость ориентирования приемных кампаний в вузы на решение общегосударственных задач и ликвидацию кадрового дефицита по ряду направлений. Не менее важно повысить престиж специальностей, которые соответствуют целям обеспечения технологической независимости и технологического лидерства родины. Однако, по мнению Воропаевой, смотреть на ситуацию нужно шире, а искать таланты и профориентировать их необходимо раньше:
«Прошлый год стал для России триумфом – наши школьники на восьми международных олимпиадах выиграли 43 медали: 32 золотых и 11 серебряных. Наша страна входит в топ-5 по результатам международных олимпиад. Кроме того, российские школьные сборные участвовали и в других международных интеллектуальных состязаниях, завоевав 61 медаль (36 золотых, 21 серебряную и четыре бронзовые).
Россия всегда славилась талантливыми людьми. Мы знаем их имена, гордимся их достижениями. Но таланты нужны не только для того, чтобы прославлять страну, — они призваны делать ее сильной, конкурентоспособной, великой. Если мы хотим видеть Россию среди лидеров мирового сообщества, мы должны активнее заниматься поиском и поддержкой одаренных детей и молодежи. Не устранив пробелы в работе с ними, мы рискуем проиграть в глобальной гонке за лидерство.
В нашей стране тысячи одаренных ребят, которые мечтают о том, чтобы их способности были замечены и поддержаны. Достижения в спорте, искусстве, науке или технологиях — все заслуживают внимания и шанса на дальнейшее развитие. Ведь не талантливых детей не бывает — бывают дети, которых вовремя не заметили и не поддержали. Где-то это упущение педагогов, родителей, где-то — государства. Наша задача — глубоко погрузиться в эту тему, изучить тщательно проблемы регионов и найти решения, которые позволят выстроить масштабную экосистему развития талантливой молодежи.
При этом педагоги уже давно с тревогой говорят, что кузницы юных гениев – это буквально несколько школ в Москве, Петербурге и Новосибирске. Из топ-50 успешных школ лишь девять – не из Москвы. Еще пять – это Питер и Московская область. То есть вся «нестоличная Россия» – это четыре школы. Сильные школы нужны всем регионам. Но сложность не только в них.
Квалификация педагогов также далеко не всегда находится на уровне, позволяющем решать задачи по выявлению и развитию способностей детей. Это особое мастерство, основанное на высоком профессионализме, а также чуткости и умении видеть потенциал ребенка. Наши учителя перестали быть воспитателями талантов, но превратились в администраторов классов.
Имеющаяся система поддержки одаренных детей требует пересмотра. Да, в регионах создаются центры развития, проводятся местные конкурсы, работают педагоги и наставники. Но зачастую это частные, несистемные инициативы. Значительно ограничивают возможности ребят из глубинки такие проблемы, как отсутствие финансирования на поездки, проблемы с транспортной доступностью и другие. Решение этих вопросов также требует системного решения.
Важно понимать, что существующая система поддержки одаренных детей в большей степени ориентирована на работу с уже выявленными талантами. Получается, что государство оказывает поддержку тем, кто в свое время проявил активность и кого смогли заметить. Таланты, которые вовремя не обнаружили, остаются в тени и, соответственно, не получают необходимую помощь.
Кроме того, имеющаяся в настоящее время образовательная парадигма формировалась в середине XX века. Сейчас, когда мы входим в середину XXI века, подход к обучению должен быть иным. В современном обществе куда важнее саморазвитие и поиск своего истинного профессионального пути, а не массовая подгонка под общие образовательные стандарты.
Сейчас наша цель — реформировать подход к выявлению талантливых детей и молодежи на федеральном и региональном уровнях. А также выработать единые механизмы по поддержке талантов, независимо от регионов проживания таких ребят. Для этого мы задействуем партийные ресурсы, будем выстраивать партнерские связи с бизнесом и образовательными учреждениями, которые в дальнейшем поддержат как финансово, так и методически наш проект. Также мы перенесем успешные практики Москвы в регионы. Например, в столице уже действуют программы раннего выявления талантов, система грантов для одаренных и талантливых детей, а также городские олимпиады для раннего выявления способностей детей и их последующего индивидуального сопровождения. Эти наработки необходимо масштабировать. Важно учесть и передовой опыт столицы, как большого мегаполиса, в деле формирования новой, современной системы воспитания подрастающего поколения, в которой школьники имеют возможность в соответствии со своими внутренними запросами самореализоваться практически в любом деле.
Мы приглашаем к диалогу и сотрудничеству всех, кто заинтересован в развитии и процветании наших потомков и нашей страны. Давайте начнем с всестороннего обсуждения, принятия проблемы и сбора предложений. Мы готовы не только стать организаторами этого процесса, но и продвигать конкретные предложения на законодательном уровне и на уровне Правительства Российской Федерации.
Нам важно услышать и объединить мнения родителей, профессионального педагогического сообщества и представителей региональной и федеральной власти. Фактически мы предлагаем изменить саму цель образования: с формирования тысяч исполнителей необходимо перейти в штучное творческое «производство» уникальной человеческой единицы.
Только так мы сможем добиться реальных результатов. Талантливая молодежь — это будущее России. Мы обязаны дать каждому молодому человеку шанс заявить о себе».