Только что пришедшие на губернаторство политики делятся на два типа: первый сразу обнажает шашку и начинает с критики предшественника и его команды, второй – это мирные администраторы-хозяйственники, сказал в интервью «Клубу Регионов» политолог Андрей Максимов. Яркий пример первого типа – врио губернатора Хабаровского края Дмитрий Демешин. По словам эксперта, поведение главы зависит от наличия опыта управления и принятия компромиссных решений.
– Новый губернатор Демешин начал свою работу в регионе с разноса мэра Хабаровска Кравчука, но эта критика – прямой упрек и в сторону прежнего губернатора Дегтярева…
– Он же прокурор, что ему еще делать? Управленческого, административного опыта у него не очень много, так что все его шаги предсказуемы. Ему же надо войти в тему, зачистить поляну, вообще понять, что делать. Через критику он и погружается в ситуацию.
– Но не все же критикуют своих предшественников. Многие губернаторы-новички ведут себя иначе, в том числе остальные четверо из последней волны назначений.
– Из них трое местные, они уже в теме, так что переходный период у них будет минимальным. Им критиковать предшественника не нужно, для них это просто не функционально. Им сейчас надо доказать, что их назначение не является ошибкой.
– Какие вообще есть модели поведения для новых руководителей регионов?
– Тут вопрос в том, это человек из региона или это варяг? Так же важно, есть ли у него опыт компромисса – тут мы говорим о людях, которые работали в нескольких регионах на уровне руководителей второго уровня, а назначают их в другой регион. Но эти люди уже имеют опыт высадки на территорию, где их никто не знал, и где им нужно формировать свои команды с учетом компромисса интересов.
– Получается, можно выделить две группы. Одна – это губернаторы с опытом, которые занимаются хозяйством с командой, которая им досталась. Вторая – губернаторы без опыта, которые обнажают шашку?
– Да, губернатор второго типа пытается под себя построить всю систему вертикали, чтобы его по свистку слушались. А для этого надо напугать. А если у такого губернатора есть свои кандидаты в команду, то он еще и зачисткой занимается. У меня есть знакомые, которые уходили с должностей вице-премьеров и замов губернаторов, и этот вопрос решался быстро – ты либо уходишь сам, либо на тебя заводят статью и объявляют в розыск.
– Какой тип губернаторов больше нравится избирателям: те, кто устраивает чиновникам публичную порку, или кто спокойно продолжает работу?
– Когда губернатор уходит по недоверию – тогда порка очень логична. А когда ни о каком недоверии речи нет, когда глава уходит в правительство или администрацию президента, тогда порка неуместна. Новый руководитель таким образом что? Ставит под сомнение решение президента о переводе предшественника на высокую должность? Однако у нас есть пример Марий Эл, где губернатор Маркелов ушел по недоверию и вообще сидит в тюрьме. И на этом фоне местным жителям поначалу нравилась порка его команды, но затем они обнаружили, что на фоне сменивших его губернаторов [Евстифеева и Зайцева] Маркелов был неплох – он хоть и строил воздушные замки, но зато хотя бы создавал ощущение величия.