Президент России Дмитрий Медведев подписал закон об изменениях в налоговый кодекс. Политический аналитик Андрей Хлебников в интервью «Клубу Регионов» рассуждает о политическом значении этих нововведений и возможных последствиях для российских регионов.

«Изменениями предусматривается наделить субъекты РФ полномочием устанавливать дополнительные основания предоставления инвестиционного налогового кредита по налогу на прибыль организаций в части суммы налога, подлежащей зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации. Кроме того, устанавливается особый порядок уплаты налога на прибыль организаций ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков, в состав которой входят организации, являющиеся собственниками объектов Единой системы газоснабжения.

В общем эта вся абракадабра финансовая означает следующее, что крупнейшие предприятия, госкорпорации, в частности «Газпром», «Газпром нефть» и так далее, они будут платить налоги на прибыль не по регистрации юрлица, например, в Москве и Питере, а по адресу реальной производственной деятельности активов. Соответственно, перераспределяется в пользу производящих регионов очень большая сумма. Речь идет там, по непроверенным данным, о сотнях миллиардов рублей. Фактически Москва как регион теряет от пяти до десяти процентов бюджетных поступлений. Эти перераспределения идут в пользу производящих или добывающих регионов, то есть добывающих и перерабатывающих, а не оффшорных фактически, которыми в данном случае являются Москва и Петербург.

Это перераспределение хронологически совпало с созданием аппаратного противовеса Собянину в лице нового губернатора Подмосковья – ну, о назначении Шойгу уже приходится говорить как о состоявшемся факте. Я думаю, что эта политическая подоплека – это скорее случайность, стечение несчастливых для Сергея Собянина обстоятельств. Во-первых, страдает от перераспределения не только Москва, но и Питер. То есть сложно заподозрить какую-то политическую подоплеку, что называется «назло бабушке отморожу уши» – так не делает команда Медведева и Путина. А во-вторых, сложно оценить на этом фоне, сколько уже и так столица получает и еще получит в натуральном исчислении от земель Московской области, которые параллельно передаются. То есть в любом случае Москва не должна жаловаться, потому что фактически она получает земли безвозмездно и теряет какую-то часть рентных неэкономических платежей - фактически дань своего рода.

Речь идет о том, что если московская региональная элита грамотно это все воспримет, то ей передаются земли как бы в освоение. То есть земли для создания новых очагов экономических поступлений, не рентных, не феодальных, а вот именно нового формата. Для этого и передаются неразвитые территории, неразвитые земли. Стимулирование идет таким изящным способом развития Москвы и развития ее бюджета, что можно только приветствовать.

Я хочу напомнить, что аналогичные поправки уже давно предлагали федеральные чиновники первого ранга, например, Дмитрий Козак. Он лет пять-семь назад говорил о том, что в стране существует пагубно действующая трансфертная система межбюджетных отношений, фактически в стране работают скрытые внутренние оффшоры, и это не стимулирует ни сами оффшоры, с их производством, инновациями и так далее в Москве и Питере, ни тем более добычу и переработку полезных ископаемых в регионах. Более того, все эти события лежат в тренде общего правила на стимулирование реальной производственной активности усиления местных властей, которые Медведев обозначал в течение последних полутора лет. И комиссия Хлопонина в конце прошлого года это констатировала в виде конкретных предложений. Но предложения комиссии Хлопонина, напомню, столкнулись с противодействием серьезных федеральных аппаратных игроков. И поэтому напрямую реализовать их сложно. И фактически подписанный Медведевым закон и подобные ему законы – это изящные ходы по косвенной децентрализации финансовых потоков и стимулированию регионов, производящих и перерабатывающих.

При этом подобные ходы напрямую не бьют, не затрагивают напрямую интересы федеральных элит, поэтому не встречают явных аппаратных противодействий. То есть это такой очень удачный ход, и, конечно, можно его только крайне позитивно оценить, потому что подобные вещи ломают колониальную систему в стране и сложившуюся систему кумовства и фактически демотиваторов эффективного управления на местах. Поэтому если подзаконные акты, законодательство субъектов федерации будут грамотно приведены в соответствие вот этим всем событиям, тенденциям, если грамотно все сориентируются в этой ситуации, Москва это воспримет как стимул для развития, а не как то, что ее стесняют.

С политической точки зрения можно же много разных версий выдвинуть. Например, Москва является центром протестного движения, и поэтому ее задвигают. Или слишком усилилась команда «тюменская» собянинская, поэтому Москву «задвигают». Но я думаю, что эти версии надо сразу отмести, потому что сам по себе подход, который в этом решении заложен, он настолько по-новому, конструктивно задает какие-то правила в региональной политике, что он фактически революционен. Он революционен даже больше, чем набившее оскомину обсуждение возвращения выборов губернаторов, демократизация партийной жизни и все остальное. Налоги и деньги – это все реальная составляющая. Экономическая политика – это реальные процессы».