Накануне торжественного вступления в должность «нелегитимно избранного» президента внесистемная оппозиция намерена устроить «Марш миллионов», чтобы еще раз заявить о непризнании «нечестных» выборов. Можно предположить, что этот трагикомичный «последний и решительный бой» станет первым актом политической оперетты, без которого зритель, пожалуй, заскучал бы.
7 мая в Кремле, как известно, состоится уже третья с 2000-го года инаугурация Владимира Путина. Не является секретом и горячее желание борцов за честные выборы испортить триумфатору праздник. До недавнего времени внесистемная оппозиция планировала выходить на улицы чуть ли не все майские, начиная с первого числа, но хватило ума не распылять силы, которых и так осталось немного, и объединиться в рамках намеченного на 6 мая «Марша миллионов». Название мероприятия столь претенциозно, что даже комментировать не хочется, без слов все понятно. Впрочем, в контексте всего театрального представления, в центре которого восшествие на престол нынешнего премьера, грандиозность массовки (хоть и бутафорская) уместна, даже необходима.
На самом деле противники Путина более-менее трезво оценивают свои силы и понимают, что никакие миллионы рассерженных граждан они не соберут. Поэтому и в обращении оргкомитета акции называются гораздо более скромные цифры: «Десятки тысяч участников зимних протестов, представители всех регионов страны намерены собраться в Москве, чтобы продемонстрировать, что они не признают результатов этих нечестных и несправедливых выборов».
Конечно, и «десятки тысяч», и даже несколько сот человек, готовых устроить шествие от Триумфальной площади по Тверской улице, а затем митинг на Манежной, то есть поблизости от Большого Кремлевского дворца, в котором на день позже пройдет инаугурация, – штука весьма неприятная для власти. Тем более что мэрия этот маршрут согласовывать пока отказывается, предлагая альтернативный, а протестующие намерены во что бы то ни стало провести свою акцию в самом центре. Из чего нетрудно сделать вывод, что весьма вероятны столкновения участников шествия с полицией.
Не исключено, что организаторы протестных действий именно этого и добиваются. Под какими выразительными заголовками вышли бы в день инаугурации Путина европейские и американские газеты, какими шокирующими фото сопровождались бы новости о «жестоком разгоне мирной демонстрации в Москве». Хватит ли духа пойти под дубинки борцам с путинским режимом, которые до сих пор в героическом поведении не были замечены? И на этот раз они вряд ли готовы идти до конца, поскольку не решились даже устроить акцию протеста в день инаугурации, одновременно с ней, а ведь это было бы гораздо большей дерзостью. В любом случае у путинского режима, надо полагать, хватит ума не устраивать на весь мир кровавое шоу а-ля октябрь 93-го.
Скорее всего, «последний и решительный бой» уличной оппозиции станет эффектным, но театральным по сути действием. Власть охотно включится в эту незамысловатую игру и после антракта, то есть на следующий день, представит зрителям второй акт оперетты, уже в блестящих декорациях кремлевских залов. Там многочисленные гости будут аплодировать лидеру нации, получать памятные медали, вкушать деликатесы.
Церемонию инаугурации нового президента увенчает, как обычно, артиллерийский салют. Однако на этот раз 30 орудийных залпов прогремят в честь Путина по-иному, чем прежде: теперь они прозвучат как «гром победы» над поверженной оппозицией.
И если честно, то и парад Победы, который 9 мая Путин примет уже в качестве верховного главнокомандующего, станет фактически третьим, финальным актом. Разумеется, нет никаких оснований полагать, что новый президент утилитарно относится к священному для страны празднику. Но дело не в личном отношении, а в законах жанра: если 6 мая будет борьба, а 7-го триумф, то 9 мая неизбежно превратится в чествование триумфатора, ведь именно его будут приветствовать парадные «коробки» войск.
Конечно, фарсовая стилистика предстоящих политических событий плохо сочетается с величественными декорациями Красной площади и Кремля, а особенно с торжественно-скорбным характером праздника Победы. Однако представляется, что этот диссонанс все же предпочтительнее, чем более соответствующие месту драма или трагедия.
Александр Егоров