Международная интеграция возможна в различных формах, одной из эффективных на протяжении полувека считается создание еврорегионов. Россия продолжительное время состоит в еврорегионах со странами Балтики и Скандинавии, однако более продуктивным оказалось недавнее сотрудничество в рамках еврорегионов, созданных совместно с Белоруссией и Украиной.
Инструмент интеграции государств
Формирование единого общеевропейского пространства породило значительное количество интеграционных форм, каждая из которых стала проявлением специфики конкретного локуса. Исторически сформировавшиеся экономические, культурные и иные связи требовали несколько иной сети взаимодействия, которая не совпадала с государственными границами. И подобное взаимодействие по определению не может реализовываться высшей государственной властью, его субъекты – регионы и даже муниципалитеты.
Сотрудничество муниципалитетов разворачивается в рамках такого института, как побратимство городов, которое носит не только трансграничный характер, но и вообще не связано с территориальной близостью. Что касается регионов, то побратимство здесь практикуется реже (примером можно назвать недавно установленные побратимские отношения Омской области и СУАР КНР). Гораздо чаще практикуется создание так называемых еврорегионов – трансграничных территорий, объединяющих на почве экономического, гуманитарного и экологического партнерства приграничные территории разных государств. Как видно из названия, еврорегион имеет конкретную цивилизационно-географическую привязку, то есть это геополитическое изобретение Старого Света. В то же время полувековой успешный опыт евроинтеграции привел к тому, что сейчас даже интеграционные образования на границах Мексики и США пытаются по инерции называть термином «еврорегион».
Первый еврорегион «Гронау» (Euregio) появился в 1958г. на базе приграничных земель ФРГ и Нидерландов. В 2009г. еврорегионов насчитывалось уже около 80, в настоящее время их число превышает 120. Еврорегионов с участием России – восемь (см. инфографику). Существующие еврорегионы объединены в Ассоциацию европейских приграничных регионов (AEBR), созданную в 1971г. Динамичнее всех в плане трансграничного сотрудничества взаимодействуют страны Балтики - 23 еврорегиона. Как правило, еврорегионы включают территории двух-трех стран. Самый многонациональный еврорегион – созданная в 2006г. «Адриатика» (включает территории Албании, Боснии и Герцеговины, Хорватии, Италии, Черногории и Словении). К основаниям объединения относится не только непосредственное примыкание, но и историческая общность, единство географического локуса. Названия еврорегионов «Силезия» и «Паннония» (соответственно средневековое государство и древнеримская провинция) апеллируют к прошлому и могут стать часть модного ныне бренда региона для его продвижения. Действительно, зачастую проще «продвигать» два региона, связанные историческим концептом, нежели бороться и делить этот концепт.
Понятие «еврорегион» до сих пор не имеет четкой юридической дефиниции и основывается скорее на традиционном понимании региона как территориальной идентичности, а не административной структуры.
Принято считать, что еврорегионы объединяют исключительно приграничные районы соседствующих государств и являются наиболее «продвинутой» формой приграничного сотрудничества, причем региональные объединения могут создаваться и за пределами Евросоюза («Донбасс», «Днепр», «Слобожанщина»), что приводит к расширению интеграционной концепции Европейского союза.
МИД РФ констатирует, что еврорегионы положительно влияют на экономическое развитие и взаимодействие людей и не приносят каких-либо дополнительных проблем в отношения между государствами, в том числе и в плане контроля государств над приграничными территориями.
«Российское окно» в Скандинавию и Прибалтику
Процесс формирования еврорегионов шел параллельно развитию Европейского союза. Близость российских регионов европейским странам обусловила взаимные попытки сближения. Итогом стало создание нескольких еврорегионов с участием скандинавских и балтийских стран и северо-западных регионов России. Лидер среди российских регионов по участию в еврорегионах – уникальный эксклав Калининградская область. Участник пяти трансграничных проектов, благодаря своему эксклавному геополитическому положению, являет собою пример региона, в отношении которого внешняя и региональная политика неотделимы друг от друга.
В 1997г. был создан еврорегион «Неман», в который вошли пять районов Калининградской области, Гродненская область Беларуси, ряд воеводств Польши и литовских поветов. Кроме того, в городах Гродно и Лида функционирует свободная экономическая зона «Гродноинвест».
Результаты сотрудничества в рамках еврорегиона презентуется на ежегодной многоотраслевой выставке-ярмарке «Еврорегион «Неман»,
Большая часть проектов реализуется на территории государств-партнеров, в основном это ряд молодежных школ и других социальных и экологических проектов, этнотуризм.
Еврорегион «Балтика» создан в 1998г., в его составе Калининградская область России, округа Швеции, Дании, Литвы и Латвии. Среди наиболее значимых проектов - «Seagull-Dev-ERB» с бюджетом 3,3 млн евро, который предусматривает формирование общей стратегии и транснационального плана развития еврорегиона, выравнивание социально-экономического развития регионов-участников. Приоритетное направление проекта Baltic Master II - исключение территории ОАО «Советский ЦБЗ» из списка 24-х наиболее значительных источников загрязнения Балтийского моря. Проект «Южная Германия и Швеция – Калининград» призван развивать мультимодальное транспортное сообщение, с созданием со стороны Калининграда «коридора развития» с соответствующей инфраструктурой - СТО, отели, т.д.
Однако, по свидетельству МИД РФ, какие-либо инициативы с участием калининградцев не осуществлялись, а в 2007г. из состава еврорегиона вышли пять районов Латвии, и в настоящий момент под эгидой «Балтики» реализуется (преимущественно в Швеции) один проект, направленный на развитие рынка труда.
Еврорегион «Сауле» функционирует с 1999г., в состав вошли Неманский и Славский районы и город Славск (Калининградская область), а также два шведских лэна, латвийский район и два литовских уезда. В рамках региона планировалось содействие совместным трансграничным проектам в сферах промышленности, сельского хозяйства и лесной промышленности, транспорта, связи, обмена «ноу-хау», охраны окружающей среды, борьбы с преступностью. При создании еврорегиона предполагалось строительство автомобильной трассы Via-Ganzeatica (от Риги через Литву и Калининградскую область и дальше в сторону ФРГ). Стоит отметить, что все проекты велись на территории стран-партнеров, российская территория осталась невовлеченной. В связи с прекращением финансирования деятельность заморожена.
В феврале 2000г. Республика Карелия и региональный союз трех финских коммун основали самый успешный еврорегион – «Карелия». В рамках проекта созданы благоприятные условия для торговых взаимосвязей, развития лесного хозяйства и приграничной инфраструктуры, создания совместных предприятий. Стоит отметить, что данный еврорегион, как и «Балтика», относится к самым успешным в плане и финансирования, и проектной работы. Для финансирования проектов на территории еврорегиона создан общий фонд с названием «Еврорегион «Карелия». Среди наиболее значимых - обустройство пропускного пункта на границе и ремонт соответствующих участков дороги; строительство очистных сооружений в карельском городе Сортавала (совместное финансирование TASIS (6 млн евро) – Карелия (500 млн руб.); научное сотрудничество «Йоэнсуу - Петрозаводск»; строительство котельных; реабилитация наркозависимых; создание международной электронной сети карельской молодежи; открытие молодежных информационных интернет-центров в четырех городах республики; информационные обмены и поездки.
С 2004г. действует еврорегион «Псков - Ливония», в который входят пять районов Псковской области, четыре района Латвии и три уездных союза самоуправления Эстонии. Общая многолетняя программа действий на российской территории еврорегиона, а также проекты, которые могли бы быть претворены в жизнь под этой эгидой, пока не сформулированы. Однако есть опыт проведения Дней Псковской области в Латвии (октябрь 2007г.) и ряд небольших проектов, реализованных на российской территории: сотрудничество между социальными организациями инвалидов Латвии, Эстонии и России; культурные обмены. В проект «Территориальное планирование как инструмент приграничной интеграционной политики» вклад ТАСИС составил около 60 тыс. евро.
Созданный в форме ассоциации в 2003г. еврорегион «Лына - Лава» (Калининградская область России и Варминьско-Мазурское воеводство Польши), по мнению экспертов МГИМО, де-факто не работает, а деятельность, направленная на обустройство туристических речных маршрутов (по имени реки и назван данный еврорегион), остановилась на стадии подготовки проектной инициативы. Единственное мероприятие – ежегодный сплав на байдарках.
Похож на «Лына - Лаву» еврорегион «Шешупе» (российские и литовские районы и польские поветы), также созданный в 2003г. и также получивший название от одноименной реки. Единственным международным мероприятием является турнир по рыбной ловле; хотя среди указанных приоритетов – развитие альтернативных источников энергии, водоснабжения и канализации в малых поселках, а также обустройство велосипедной трассы Голдап – Краснознаменск – Илгува.
Таким образом, большинство балтийско-скандинавских еврорегионов с российским членством либо не работают, либо работают без участия России. Заметную активность Россия проявила лишь в развитии «Балтики» и «Карелии», членство российских территорий в других еврорегионах скорее номинальное.
«Гей, славяне!»
Несколько позже началось создание российско-украинско-белорусских еврорегионов. Характерно, что именно эти регионы одни из самых многочисленных по населению. По причине больших просторов между Россией, Украиной и Белоруссией не действует такая форма кооперации, как евроокруг (городская агломерация, находящаяся на территории нескольких стран), поэтому интеграция разворачивается в форме еврорегионов.
Еврорегион «Днепр» создан в 2003г., в его составе Брянская область России, Гомельская область Беларуси и Черниговская область Украины. Можно отметить регулярно проводимые мероприятия: круглые столы, семинары и конференции для НКО и бизнеса. Так как в уставе еврорегиона «Днепр» главной целью провозглашается содействие социально-экономическому развитию, научному и культурному сотрудничеству приграничных территорий, то можно сделать вывод, что с данной целью секретариат еврорегиона справляется.
В 2003г. создан еврорегион «Слобожанщина» в его составе Белгородская область России и Харьковская область Украины.
Цели: устранение излишних барьеров для контактов населения, привлечение инвестиций для стабилизации и роста экономики, активизации межрегионального экономического сотрудничества. На территории еврорегиона проживает 4,3 млн человек. Одним из значимых достижений еврорегиона стало подписание 29 июня 2011г. в Москве, в рамках проведения Дней Украины, учредительных документов украинско-российского технопарка «Слобожанщина». Интересно, что еврорегион «Слобожанщина» – единственный, имеющий ресурс в социальной сети «ВКонтакте».
В 2007г. создан еврорегион «Ярославна» в составе Курской области России и Сумской области Украины, на территории еврорегиона живут с обеих сторон границы 2,5 млн человек. Данный еврорегион один из самых активных: проводится ежегодная выставка-ярмарка еврорегиона «Ярославна», разработано 17 совместных программ трансграничного сотрудничества в сфере энергосбережения, экологии, демографии, культуры, информации, молодежной сфере; за период с 2007 по 2011гг. проведено 50 общих мероприятий; заключено 14 межмуниципальных соглашений. Внешнеторговый оборот Курской и Сумской областей за время существования еврорегиона вырос более чем вдвое.
В 2010г. появился самый «молодой» еврорегион «Донбасс», членами которого в настоящее время являются Ростовская и Воронежская области России и Донецкая и Луганская области Украины. «Донбасс» - пример геополитического «перерастания» исторических границ: исторически регион Донбасс включал Донецкую и Луганскую области Украины (иногда сюда относили часть Ростовской). В январе 2014г. членом еврорегиона стала Воронежская область.
Среди целей создания – углубление научного и культурного сотрудничества, охрана окружающей среды, развитие транспортной сети, причем последнюю цель можно назвать основной, судя по характеру заявленных проектов: строительство железнодорожно-автомобильного терминала, создание инфраструктуры приграничных центров сервисного обслуживания, создание погранично-таможенной территории сервисного обслуживания логопарка, обустройство местных пунктов пропуска.
В рамках еврорегиона «Донбасс» в настоящее время ведется работа по созданию инфраструктуры приграничных зон сервисного обслуживания вблизи международных автомобильных пунктов пропуска на российско-украинской госгранице. Создание комфортных условий пересечения границы и решение проблемы заторов предполагается решить через предоставление парковки, техобслуживания, информационных, консультационных и гостиничных услуг, зала ожидания и кафе.
К идее сближения в формате еврорегиона обращаются вновь и вновь. Так, периодически озвучивается идея создания еврорегиона «Крым - Кубань», которая, возможно, реализуется с завершением строительства транспортного перехода через Керченский пролив (странно, конечно, что не еврорегион стимулирует строительство, а наоборот).
Еврорегионы – коридор экономического развития
Очень важно, что формирование единого приграничного пространства и ликвидация барьеров, вызванных межгосударственными границами, способствовало тому, что поддержка еврорегионов была включена в перечень ключевых целей Евросоюза. Типичные проекты - строительство дорог и сооружение мостов, межуниверситетские контакты, мероприятия по снятию языковых и культурных барьеров. Последнее подразумевает вовлечение в процесс территорий стран, не входящих в ЕС. Подобная стратегия может быть интересна для любых надгосударственных экономических институтов, в том числе формирующегося Таможенного союза. Деятельность еврорегионов может рассматриваться как способ извлечения выгод из приграничного положения и получения конкурентных преимуществ перед другими регионами. В отличие от особых экономических зон, где и регулирование, и льготы устанавливаются федеральной властью, в еврорегионах ими распоряжаются региональные и местные власти. Кроме того, в условиях сокращения федерального финансирования и роста социальной нагрузки на региональные бюджеты финансирование еврорегиона по линии программ INTERREG, TACIS и прочих может стать некоторым подспорьем в решении отдельных социальных, инфраструктурных и прочих проблем.
Исследование, проведенное по инициативе Еврокомиссии и Совета Европы в пилотных регионах Северо-Западного федерального округа РФ (Ленинградская, Калининградская, Псковская области и Карелия), показало, что приграничное сотрудничество стало важной частью жизни местных сообществ и приграничных муниципалитетов. Однако местное сообщество не имеет никакого влияния на политику федеральных ведомств в этой сфере, притом что все инфраструктурные проблемы ложатся на плечи местных администраций. Интенсивность приграничного сотрудничества между регионами и даже муниципалитетами существенно различается, причиной тому разный уровень экономического развития, а также неумение местных чиновников пользоваться инструментами бизнес-планирования, работать в сфере Investor relations. Последнее диктует, с одной стороны, необходимость изменения квалификационных требований к муниципальным служащим приграничных территорий, с другой - необходимость интенсивного их обучения.
По данным Ассоциации европейских приграничных регионов, Россия в настоящее время участвует в 16 проектах трансграничного сотрудничества. Показатель весьма невысокий. Интенсификация работы еврорегионов помогла бы создать пояс «территорий опережающего развития» с опорой на зарубежные инвестиции. Недавняя практика привлечения инвесторов не в Россию, а в регионы России, примененная на Давосском форуме, признана успешной, и нет причин не продолжать ее применение на уровне европейских межрегиональных трансграничных локусов.
Применительно к еврорегионам иногда используется термин «коридор развития», что близко упомянутому в новой Стратегии научно-технического развития РФ до 2030г. термину «окно развития».
Создание большого количества совместных бизнес-проектов привяжет окружающие страны к России не хуже военной силы, но при этом гораздо мягче. Кроме того, еврорегионы могут привести к восстановлению утраченных с развалом СССР хозяйственных связей между бывшими братскими республиками, ведь экономическая взаимозависимость присутствует до сих пор.