Прошло два года со дня подписания президентом знаменитых 11 указов от 7 мая, существенным образом повлиявших на основные сферы социально-экономической жизни страны. На протяжении этого периода при подведении промежуточных итогов чаще говорилось о качестве исполнения (или неисполнения) майских указов регионами. На основании этого формировались различные рейтинги, губернаторам грозили из разных кабинетов и со всех «фронтов». Но при этом забывая, что непосредственные исполнители указов – федеральные ведомства, которые намного реже губернаторов попадали под критику, но по факту заслуживали ее подчас не меньше.

7 мая на заседании правительства под председательством президента Владимира Путина была представлена подробная статистика о реализации 11 указов «федералами».

Самыми исполнительными ведомствами оказались Минфин, Минрегион, Минэкономразвития, исполнившие от 60 до 90% поручений.

По половине указов выполнено не более 50% поручений от общего количества. Само по себе это не говорит о провале, так как по ряду поручений срок исполнения еще не наступил. В то же время если говорить о поручениях, по которым наступил срок исполнения, то в срок реализуются только два указа – № 598 (здравоохранение) и № 606 (демография).

Стоит отметить, что федеральные ведомства, спохватившись перед совещанием, ухитрились за праздничную неделю выполнить целых 56 поручений: в правительственной справке за 30 апреля указано, что выполнено 121 поручение, а на заседании 7 мая начальник контрольного управления администрации президента Константин Чуйченко отметил, что выполнено уже 177.

В рамках мониторинга исполнения указов контрольное управление «серьезно проработало» 14 заключений, сделанных «Народным фронтом». Анализировать есть что: в системе госзакупок (7 трлн руб. в год) отсутствует «норма положенности» (что позволяет чиновникам совершать закупку неоправданно роскошных товаров), а мониторинг эффективности госзакупок отсутствует. Реализацию 33 поручений можно признать проблемной (по некоторым срок превышен в 6 раз). Арендное жилье экономкласса, специальные условия ипотеки для бюджетников и молодых семей, общественный контроль в ЖКХ, институт региональных бизнес-омбудсменов, госгарантии среднему бизнесу при реализации инвестпроектов – все это остается пока только благими пожеланиями. Зарплаты воспитателей в детсадах и школьных учителей достигли заданных показателей лишь в 21 и 61 регионе соответственно.

Судя по всему, проблему высоких бюджетных затрат на зарплаты планируется решать в том числе при помощи сокращения штата: так, правительство завершило работу по профессиональным стандартам в здравоохранении, согласовало их с регионами, подписав «дорожные карты», и все это позволит регионам сэкономить на зарплатах в 2014г. около 20 млрд руб. Вопрос – какой ценой, ведь, согласно данным правительства, дефицит врачей в стране и без того составляет 120 тыс. чел. Таким образом, получается если не замкнутый круг, то, во всяком случае, существенная задержка в решении проблемы.

К выделенным в 2013г. субъектам 50 млрд руб. на сокращение очереди детсадах в мае этого года регионы должны получить еще 50 млрд. А пока за два года реализации майских указов лишь 8 регионов обеспечили полную доступность детсадов и еще 9 – почти полную. Поскольку все возможные резервы для увеличения числа мест в имеющихся образовательных учреждениях исчерпаны, то с 2014г. остается только один вариант – строительство новых детсадов, что означает постоянное увеличение стоимости одного места. На заседании выяснились разногласия в оценках: расхождение в стоимости одного детсадовского места, озвученной Чуйченко и министром образования и науки Дмитрием Ливановым, составило примерно 200 тыс. Не менее удивителен и следующий факт: из 50 млрд руб., выделенных на новые детсады, 14% вернулось обратно, так как не были освоены. Деньги регионы умеют тратить не всегда.

Минстрой (который, к слову, пока не выполнил ни одного поручения по майским указам) сделал ряд громких заявлений. Во-первых, до конца 2017г. планируется ввести 25 млн кв. метров жилья сверх означенной нормы и предложить его небогатым семьям по цене минимум на 12% ниже установленного норматива (то есть не дороже, чем 30 тыс. руб. за квадратный метр). К реализации предполагается привлечь механизм социальной ипотеки (пока существует только в 61 регионе, однако активно действует в шести).

Во-вторых, по словам министра строительства Михаила Меня, завершена подготовка нормативной базы для привлечения частных инвестиций в ЖКХ: ссылаться на «отсутствие законодательства» отныне будет невозможно. Регионам же министерство приготовило «модельную «дорожную карту» с планом мероприятий по привлечению инвестиций в ЖКХ. Не принять нельзя, так как утверждение до конца года этой «дорожной карты» - одно из условий получения поддержки из Фонда содействия реформированию ЖКХ (основной источник федеральной поддержки в отрасли).

«На сегодняшний день уже регионам будет сложно ссылаться на недостаточный объем софинансирования со стороны федерального бюджета», – подытожил Мень и в заключение отметил, что «для обеспечения жесткого контроля» ведется работа с уже упоминавшимся «Народным фронтом», а в 71 регионе созданы центры обеспечения контроля.

Контроль планируется осуществлять и посредством общественной оценки – министр экономического развития Алексей Улюкаев анонсировал сразу несколько каналов: SMS-сообщения; специальный портал «Ваш контроль» (www.vashkontrol.ru); специализированные порталы ведомств; единый портал госуслуг; терминалы в местах оказания услуг. Данные оценки станут элементом общей системы аудита деятельности руководителей ведомств. Как отметил министр труда и социальной защиты Максим Топилин, в отдельных регионах для оценки работы учреждений здравоохранения уже начали использовать рейтинги и общественные опросы. Завершающим действием в формировании системы оценки станет внесение в Госдуму правительственного законопроекта, предусматривающего унификацию системы оценки работы учреждений со стороны населения и общественных советов на региональном уровне.

Существенным недостатком в реализации майских указов стало и отсутствие системы тиражирования лучших региональных практик. Соответственно, было предложено поручить профильным министерствам «более активно выявлять, распространять и поддерживать» на федеральном уровне самые креативные региональные проекты.

Для устранения обозначенных проблем Чуйченко озвучил предложение – ежегодный правительственный доклад по каждому региону, содержащий сведения о степени освоения федеральных средств и анализ причин возврата.

Таким образом, можно заключить, что ситуация с майскими указами все сильнее производит впечатление «позднего зажигания» и последующего за ним желания ускоренными темпами «догнать и перегнать». Решения, принятые в мае 2012г., безусловно, охватывают важнейшие цели и призваны привести к значительным изменениям. Однако такие инициативы были бы очень своевременны и полезны в начале 2000-х. А сейчас, в условиях все более явного замедления экономического роста и растущих геополитических рисков, они вызывают все большее опасение – не надорваться бы.

Путин, похоже, прислушался к доводам Счетной палаты и здравого смысла и распорядился реструктурировать долги регионов и начать замещение банковских коммерческих кредитов бюджетными. Отдельным регионам, похоже, будет предоставлена «льгота» при исполнении тяжкого «майского бремени» – темпы роста зарплат будут «скорректированы» до более приемлемых.

Но в итоге по-прежнему остается несправедливость бюджетного федерализма, а риски девальвации продолжают расти. Несомненно, реализовывать «майские указы» нужно, однако столь же необходимым является их пересмотр и корректировка.