Ко Дню учителя «Клуб Регионов» спросил у учителей и экспертов в сфере образования о самых актуальных проблемах, с которыми сегодня сталкивается российская школа.
5 октября в России отмечается День учителя. Международный праздник World Teachers' Day, учрежденный ЮНЕСКО в 1994г., призван привлечь внимание к положению учителей, их роли в обществе. «Клуб Регионов» обсудил с учителями и экспертами проблемы, которые больше всего волнуют сегодня специалистов в сфере образования, те плюсы и минусы, которые есть в современной российской школе.
О «бумажках» и зарплатах
Директор московского Центра образования 548 «Царицыно», Народный учитель России Ефим Рачевский: «Есть такое свойство человеческой психологии: чем чаще мы будем рвать на себе волосы и кричать, что мы самые дурные в этом мире, тем меньше шансов выйти на новый уровень. Кричат о том, что российская школа чуть ли не самая плохая, учителя – самые необразованные, а дети – самые немотивированные, как правило, бездельники и лентяи, которые ничего не понимают в современном образовании. Российская школа, бесспорно, одна из лучших школ в мире, она обладает своими особенностями, а мифы о том, что когда-то было хорошо, а сейчас стало плохо, – это все бред.
А учителя, которые жалуются на «кучу бумажной работы», пусть хоть раз подадут в суд на учредителя. У учителя должно быть две «бумажки»: рабочая программа и журнал. И первая, и вторая сегодня есть в электронном варианте. Все дополнительное, отчеты и так далее, – это, как правило, инициатива муниципальных образовательных чиновников, которые должны доказать свое право на существование, учителя страдают из-за инициативности и непрофессионализма своих муниципальных руководителей. Московский учитель имеет два документа: журнал и рабочую программу – всё. Для того чтобы снизить эту «бумажную» нагрузку, должна быть политическая воля на региональном уровне, а чтобы она была, об этом и президент говорил. Но у нас какое-то время пытаются соответствовать призывам верховной власти, а потом забывают, и опять появляются «бумажки» и так далее.
Если говорить о зарплате учителей, то не стоит считать эти условия такими уж жесткими. Есть регионы, где зарплата учителя выше, чем у какого-нибудь мелкого предпринимателя. Школа – это остров надежности, в том числе бюджетной надежности. Школа притягивает. И, наконец, человек, который проработал десять лет в школе, вряд ли будет искать себе место в какой-нибудь сфере. В школе также есть целый ряд плюсов, которых нет в других сферах, например, двухмесячный отпуск, где его еще найдешь?».
О том, как учат не в школе
Заслуженный учитель РФ, доктор педагогических наук, член-корреспондент РАН, директор школы № 109 г. Москвы Евгений Ямбург: «Сегодня в законе об образовании прописано, что в одном классе могут сидеть здоровый ребенок, ребенок с ДЦП, имплантом, дефицитом внимания и так далее. А кто учил учителей с ними работать? Когда я возглавлял группу по разработке профессионального стандарта, мы ориентировались на вызовы и проблемы, которые есть сегодня, и заложили обучение учителей этим компетенциям. Этот процесс сейчас только начинается, и часто психологически люди к этому просто не готовы. Вот сейчас я разбирался с историей в Липецке, где из школы, знаменитой гимназии, выкинули ребенка с онкологией. У населения и даже директоров школ пещерные представления, что рак заразен, потому что дети носят маски. Это одна сторона. Вторая связана с колоссальной миграцией населения. Есть уже очень много детей не только в московских школах, для которых русский не родной, и дома на нем не говорят. Значит, у учителя должна быть новая компетенция – изучение русского как неродного. И всему этому надо обучать, потому что жизнь не стоит на месте.
У нас до сих пор реформа образования касалась машины образования – его финансирования, организации и так далее. Но когда-то великий Ушинский писал, что никакая реформа школы, никакое улучшение качества образования невозможно иначе, чем через голову учителя. Центральная проблема – это квалификация учителя в соответствии с современными вызовами. А это влечет за собой реформу педагогического образования. Потому что в вузах часто готовят по старинке, эта профессура живых детей видела лет 30 назад, и читает лекции по пожелтевшим конспектам. Это никуда не годится. Я знаю вузы, где уже происходят очень интересные прорывы: есть замечательные Ставропольский и Московский педагогические университеты, набирает обороты бывший МГПИ им. Ленина. С вашего позволения, в корпоративных интересах я не буду сыпать соль на рану там, где вообще ни черта не делают, живут на старых запасах и плохо готовят учителей. Но таких пока много».
Ностальгия по советскому
Первый замруководителя комиссии по образованию и науке ОП РФ, проректор МГПУ, председатель координационного совета общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей литературы и русского языка» Людмила Дудова: «Российская и советская школа – это две разные школы, две разных эпохи, и задачи перед ними стояли разные. Но я совершенно точно могу сказать, что сегодняшняя российская школа по техническому обеспечению и условиям в большинстве своем превосходит то, чтобы было в советской школе.
Что касается учителей, которые сегодня работают в российской школе, то к ним, кроме уважения, у меня больше ничего нет. Вы представляете, что за 25 лет они пережили кучу реформ [образования], ни одна из которых не была закончена. И мы им должны низко в ноги поклониться, что они приходят в эту школу, и живут в этих реформах, и наших детей учат. Эти учителя разные, но в большинстве своем они владеют инструментарием, отвечающим современным потребностям, какого не было ни в одной советской школе.
Самой серьезной проблемой в образовании я считаю создание таких условий для учителя, чтобы он хотел работать в школе и не думал о том, чтобы уйти из профессии из-за того, что бюрократическое «творчество» загоняет его в угол и он не имеет возможности работать с детьми, самосовершенствоваться и профессионально расти. Это первое. А второе: я за то, чтобы наши ребята, независимо от того, где они учатся – в маленькой школе в небольшом селе или в шикарной школе в нефтяном регионе, – чтобы каждый ребенок имел условия для получения образования, которое даст ему прекрасную профессиональную перспективу. Я за создание условий и для учителя, и для учеников, тогда в нашей школе всё будет очень хорошо: учителя не будут уходить, а ребята будут бежать в школу. Я знаю школы, из которых дети не хотят уходить, потому что их там учат, их там любят и дают знания и возможности для развития. У нас замечательные дети и прекрасные учителя, давайте их будем уважать».
О статусе учителя и качестве образования
Первый заместитель директора института образовательной политики «Эврика» Роман Селюков: «Средние статистические данные свидетельствуют о том, что средняя нагрузка на учителя составляет 24 часа в неделю при ставке 18 часов. В этом смысле среднестатистический учитель не сильно загружен. Если говорить о средних зарплатах, то они в большинстве субъектов РФ доведены до средней по региону, и в этом смысле экономический статус учителя на фоне региона достаточно высок. Но самое главное прячется в мелочах и частностях, в этом смысле судьба конкретных учителей, которые имеют запредельную нагрузку или низкую зарплату, она более резонансна, чем средние цифры.
По понятным причинам от региональной власти зависит благосостояние школ, насколько высоким будет в них качество образования, потому что учредителями школ у нас являются либо регионы, либо муниципалитеты. И мы видим разную степень ответственности учредителей. Можно назвать несколько регионов, которые в этом отношении делали и делают очень много, – это Калининградская область, Москва, Новосибирская область – это одни из тех регионов, которые много делают для того, чтобы финансовые механизмы были максимально прозрачными, чтобы экономика работала на улучшение условий образования, повышение экономического статуса учителя и повышение качества образования в целом.
В любом случае мы должны сказать, что сегодня в систему образования молодые специалисты приходят в гораздо большем количестве, чем это было 5–10 лет назад. Это говорит о том, что люди выбирают профессию учителя, и о том, что она более уважаемая. Конечно, в этом серьезную роль сыграло изменение экономического статуса педагогов, а также стабильность, которая появилась в оценке результатов учащихся благодаря ЕГЭ.
И сегодня, если говорить о качестве образования, то последние результаты PISA [международная программа по оценке качества обучения, в которой Россия участвует с 2000г.] дают основания быть настроенными достаточно оптимистично в связи с тем, что эти результаты подросли. Выходит, что преобразования в системе образования дали позитивные результаты. При этом наша начальная школа показывает довольно высокие результаты на уровне Финляндии, Гонконга, Сингапура».