Правительство РФ утвердило состав комиссии по повышению устойчивости развития экономики в условиях санкций. Ее главой стал председатель кабмина Михаил Мишустин, а заместителями – первый вице-премьер Андрей Белоусов и мэр Москвы Сергей Собянин. В состав комиссии вошли все вице-премьеры, министры промышленности, сельского хозяйства, экономразвития, транспорта, цифрового развития и финансов, помощник президента Максим Орешкин, первый зампред Госдумы Александр Жуков. Членом комиссии стал и губернатор Подмосковья Андрей Воробьёв.
Об участии в работе комиссии других глав регионов не сообщается. Опрошенные «Клубом Регионов» эксперты в большинстве считают это упущением. По их мнению, без расширенного представительства губернаторского корпуса обсуждать общероссийскую ситуацию проблематично.
Директор региональной программы Независимого института социальной политики, профессор МГУ Наталья Зубаревич считает, что состав новой комиссии ясно отражает приоритеты руководства страны: «Включение именно этих людей [Воробьёва и Собянина] понятно: Московская агломерация должна оставаться стабильной и спокойной, чтобы здесь не начались массовые протесты. Все остальное не очень важно – там решает [министр финансов Антон] Силуанов, сколько и кому денег дать. А Москва и Мособласть – это столичная агломерация, здесь власти хотят, чтобы было тихо, спокойно».
Научный руководитель Института региональных проблем Дмитрий Журавлёв допускает, что Собянин и Воробьёв оказались в комиссии, потому что активно работали в комиссии Госсовета по ковиду. Но там столь скудное представительство губернаторского корпуса было уместно, поскольку коронавирус атаковал регионы независимо от их экономической специфики. «Хорошо было бы, чтобы в эту комиссию вошел хотя бы Красноярск, потому что Москва и Подмосковье – это особые регионы, они там тоже нужны, потому что они могут предложить какие-то решения, и на них, как ни парадоксально, падет больше всего санкций, потому что это экспортные регионы. Москва – это финансовый центр, Подмосковье – центр высоких технологий, и уровень жизни там несоизмерим с основной частью наших регионов. Санкции почувствуют в основном регионы первой и второй группы. Первая группа – регионы с экспортной экономикой, им дадут под дых так, что они не вздохнут. Вторая группа – регионы с бюджетной экономикой, им тоже будет хуже, потому что бюджету сейчас не до новых затрат. Третья группа – регионы с местной экономикой, которые живут хуже всех, вообще почти не живут, но именно эта местная экономика и меньше пострадает. Но, конечно, и эти регионы будут жить хуже, потому что инфляция. По идее надо бы все три экономики представить в комиссии, потому что они принципиально разные», – рассуждает Журавлёв. Голосом всех субъектов РФ, по его мнению, могли бы выступать курирующие их вице-премьеры. Но даже они из-за специфики своей работы будут рассматривать регионы как систему отраслей. «Для них регионы – это промышленные заводы Перми, Казани… А вот так, чтобы подумать о регионе в целом, вне отраслей, проще говоря, на какие шиши будут социалку финансировать, – вот это не входит в предмет рассмотрения вице-премьера», – пояснил Журавлёв.
Завсектором экономики регионов и местного самоуправления Института экономики РАН Александр Виленский: «Регионы у нас очень разные. Следовало бы подобрать губернаторов, ориентируюсь на то, что у нас есть не только сильные регионы, но также средние и слабые. Будем надеяться, что эту функцию возьмут на себя вице-премьеры, но работа в нынешних обстоятельствах требует вникать в проблемы регионов: это рабочие места, социалка в полном объеме, сохранение любыми средствами того, что есть, поиск резервов, чтобы это сохранить. Чрезвычайно важны поддержка бизнеса и борьба с коррупцией, чтобы не было как в 90-е, когда помощь, которая приходила в регионы, исчезала, а выделяемые бесплатно вещи оказывались на прилавках частных магазинов. Никаких сногсшибательных целей ставить сейчас не надо».
Старший научный сотрудник Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Александр Дерюгин считает, что Собянин и Воробьёв не могут представлять интересы всех остальных регионов в силу специфики собственных территорий. «Но, конечно, нельзя ожидать, что комиссия не будет принимать никаких решений, направленных на поддержку остальных, – просто там не будет людей, представляющих регионы, требующие поддержки в наибольшей степени. Конечно, пострадают регионы, ориентированные на экспорт: металлурги, в меньше степени продавцы нефти и газа. Но мы пока не понимаем, как будет развиваться ситуация, возможно, что в ближайшее время и экспорт нефти и газа будет сокращен до нуля. Думаю, что меньше всего пострадают регионы, ориентированные на сельское хозяйство, потому что их экономика ориентируется на экономику страны и соседних субъектов. Но проблема в том, что они изначально бедные, поэтому и до них тоже должна дойти поддержка. Вообще, я не вижу ни одного региона, который не заметил бы, что происходит, потому что все отрасли у нас зависят от импорта оборудования и технологий. Любое устройство, купленное на Западе, требует запчастей», – сказал экономист.
Политолог, экс-замминистра региональной политики РФ Юрий Москвич, напротив, считает вхождение в состав правительственной комиссии двух губернаторов самых успешных регионов правомерным, поскольку они являются главными донорами. «В этом смысле распределение донорских денег, которые идут от Москвы и Московской области, а также общекультурная позиция руководителей этих регионов помогут в это непростое время выстроить связи с крупнейшими региональными центрами России и преодолеть многие проблемы. Думаю, это подтверждает и дискуссия на Красноярском экономическом форуме (проходит 2–4 марта 2022г.), где была создана комиссия по таким же проблемам, но на уровне края. Заметьте, что форум изменил традициям рассматривать инвестиции и рекламировать будущие основные проекты, основная часть его площадок была посвящена обсуждению, что делать в новых условиях, в том числе регионам Сибири».
Делать конкретные прогнозы о том, что ждет Россию и ее регионы в условиях беспрецедентных санкций и, возможно, контрсанкций, эксперты не стали. Но в целом они настроены пессимистично.
Политолог, экс-замминистра региональной политики РФ Юрий Москвич напомнил, что и до введения санкций иностранные компании даже из азиатских стран «не очень спешили» вкладывать деньги в российскую экономику, поскольку их в большей степени волновали проекты новых технологических отраслей, а не ресурсные проекты, связанные с нефтью, никелем и так далее. Кроме того, иностранные инвесторы готовы были вкладывать инвестиции в Сибирь только под «крышей» федерального центра, поскольку не очень доверяли местным властям. «Думаю, сейчас более реально возлагать надежды на внутрироссийские инвестиции. По-видимому, в той или иной степени появится схема межбюджетных торгов и переговоров, которая существует во всех федеративных государствах: Канаде, Америке, даже в Германии. Вот это, возможно, увеличит приток инвестиций в Сибирь. С другой стороны, я не исключаю, что в новых условиях частные и государственные инвестиции пойдут, как ни странно, в проект [министра обороны] Сергея Шойгу по строительству новых городов в Центральной Сибири, где будут созданы высокотехнологичные производства и научные центры», – считает собеседник «Клуба Регионов».
Директор региональной программы Независимого института социальной политики, профессор МГУ Наталья Зубаревич: «Сейчас высочайшая неопределенность. Через месяц-два начнут останавливаться производства. Уже сейчас умирает туристическая индустрия и умирают наши авиакомпании, потому что понятно, что мы еще внутри страны полетаем, но обслуживание и предоставление запчастей прекращено. А летаем мы на «Боингах» и «Эйрбасах», и никто нам не настрогает столько самолетов «Сухой». Уже ясно, какие отрасли встанут быстро, но процесс этот будет идти шаг за шагом. Уже встал АвтоВАЗ: у него чипов нет. Уже свои производства будут закрывать почти все крупные сборочные компании – это еще и безработица. Но это не в Москве. А нефть и газ стоят спокойно. Эта страна держится прежде всего столичной агломерацией и главными нефтегазодобывающими регионами».
Завсектором экономики регионов и местного самоуправления Института экономики РАН Александр Виленский: «Раньше мы говорили, что прогноз можно делать в лучшем случае на год, сейчас – только на полчаса. И надо понимать, что санкции против нас вводятся не для того, чтобы мы занялись импортозамещением, а для того, чтобы все развалить. Насколько я знаю об импортозамещении, у нас с ним все достаточно плохо, мы с американских и европейских рынков переходили на азиатские, то есть импорт как был, так и остался. Сейчас вся надежда на Китай, но, как он поведет себя, непонятно, он тоже может нам руки выкручивать». Виленский также сомневается, что средства крупных российских компаний будут направлены на развитие экономики внутри страны. «В условиях, когда по сути дела введен запрет на вывоз капитала, можно все положить в кубышку. Сейчас, например, предлагают вложить деньги в золото, у этой стратегии в правительстве очень серьезные лоббисты. Так что, как я понимаю, все, что можно, будут вкладывать в золото, это к вопросу об инвестициях», – пояснил он свою точку зрения.
Старший научный сотрудник Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Александр Дерюгин: «Делать какой-то прогноз сложно. Единственное, что можно сказать, что если любой кризис происходит по сценарию, когда за резким обвалом следует какой-то отскок, то у нас после такого обвала будет дальнейшее снижение по мере износа того, что зависит от импорта. Взять, к примеру, авиаперевозки. Я не уверен, что наши самолеты Су, которые производятся для российского рынка, смогут полностью обойтись без импортных комплектующих. Какое может быть импортозамещение, если у нас нет импортных аналогов лекарств? Мы можем, конечно, сварить какую-нибудь настойку дубовой коры и лечить онкологию, но это, мягко говоря, будет неравноценная замена. Боюсь, что очень много аспектов, связанных с импортозамещением, будут именно такими: мы что-то там сами придумаем, но это будет уже не то». Вместе с тем Дерюгин подчеркнул, что говорить о провале программы импортозамещения в России нельзя. Он пояснил, что до этого речь шла об импортозамещении в рамках открытой экономики, а к полному закрытию экономики просто никто не готовился.