Депутаты возвращаются с каникул – 3 сентября начнется осенняя сессия Госдумы. Это не только очередной период активной работы парламента, но и начало подготовки партий к выборам 2026 года, считает политолог Павел Склянчук. По его словам, перед парламентской пятеркой стоят вопросы мобилизации избирателей, особенно в онлайн-пространстве, а также самоидентификации, поскольку в период сплочения вокруг флага их идеологии перестали отличаться.
– Какие из законопроектов в рамках новой сессии вы считаете наиболее интересными, за судьбой которых надо следить?
– Сейчас уже заявлены законопроекты про запрет на усыновление сирот в недружественные страны, законопроект Минцифры о запрете спам-звонков. Ещё я бы добавил в этот список что-то из антимигрантской повестки, но что именно, пока сказать сложно, поскольку на эту тему есть больше 28 законопроектов. Так сложилось, что сейчас в законотворчестве общий тренд задает общедумская, а не партийная повестка. Может быть, ЕР хотела бы более плотной сшивки со своей «народной» предвыборной программой, но по факту всё идет по лекалам, которые формирует коллективный совет думы.
– Для партий это лишь начало новой сессии или запуск активной фазы подготовки к выборам-2026?
– Если рассматривать подготовку к новым выборам с точки зрения отчетов о проделанной работе и обкатки предвыборных обещаний, то этой осенью она вступит в активную фазу. Партиям прежде всего нужно задуматься о собственном позиционировании, поскольку на фоне сплочения вокруг флага идентичность размывается, и уже особо не поймешь, кто левый, кто правый – мы имеет какой-то винегрет из идеологических позиций.
Также не лишним было бы уже сейчас начать работу с оргструктурой в связи с тем, что ужесточились требования по количеству наблюдателей, плюс мобилизация избирателей сегодня стала основным содержанием предвыборных кампаний. И надо учитывать распространение электронного голосования: сегодня появилась социология, что 90% избирателей знают об электронных бюллетенях, поэтому, думаю, что выборы в ГД в основном пройдут в онлайн-формате, так что партиям нужно будет подумать над интернет-мобилизацией.
– У кого это может получиться лучше всех?
– Все партии так или иначе имеют свои интернет-штабы, но они стилистически отчаются. Например, у СРЗП есть суперплодовитый блогер в лице лидера Сергея Миронова, ЕР более рассредоточена по разным медийным личностям, у «Новых людей» это в основном посевы по дружественным пабликам. Я бы не сказал, что кто-то из партий плохо работает в интернете. Даже у КПРФ, при всей кондовости, депутаты очень хорошо работают онлайн.
– ЛДПР так и продолжит окучивать подростков из «Майнкрафта»?
– Болезненное увлечение виртуальностью у них прошло. Разрешенная максимальная стоимость одного АПМ сейчас составляет 200 рублей, и это позволяет делать избирателям символические подарки через интернет-доставку, сервисы геотегов в онлайн-картах. Думаю, скорее, у ЛДПР будут такие истории.
– Насколько нынешний состав Госдумы отвечает интересам всех категорий избирателей? Может, еще пары фракций не хватает, или их многовато, раз они смешались в «винегрет»?
– Предлагаю апеллировать к президентской кампании, в бюллетене которой вместе с основным кандидатом были только представители парламентских партий. Тогда на высоком уровне заявлялось, что этот бюллетень покрывает максимально широкий спектр взглядов и убеждений. Говорить о том, что что-то поменялось через несколько месяцев или поменяется через пару лет – не очень последовательно. Я сторонник консервативного сценария, мне кажется, что состав девятого созыва будет таким же, как и восьмой – из пяти фракций, и распределение мест плюс-минус такое же.
– Если ориентироваться на мартовские бюллетени, то СРЗП как самостоятельная сила как будто и не очень нужна?
– Будем считать, что они тоже присутствовали в бюллетене, добавив чуть меньше процента основному кандидату, которого они поддержали.