Минтруд РФ накануне представил первый прогноз трудовых потребностей нашей страны до 2032 года. По словам главы Минтруда Антона Котякова, в ближайшие пять лет в стране появится 500 тысяч дополнительных вакансий. Еще 11,7 млн работников должны будут занять места вышедших на пенсию. «Клуб Регионов» сопоставил это с данными и прогнозами Росстата и пришел к неоднозначным выводам.
Цифры не совпадают
Согласно Росстату, в сентябре 2025 года численность рабочей силы (граждане в возрасте от 15 до 72 лет) в России составляла 76,054 млн человек. Это на 8,2 млн меньше, чем предполагал самый пессимистичный сценарий, озвученный ведомством в Демографическом прогнозе России до 2046 года, представленном в прошлом году.
Этот же пессимистичный сценарий предполагал, что к 2032 году численности трудоспособного населения достигнет 86,5 млн человек.
Таким образом, реальность и самые скромные планы предполагают, что за семь лет численность трудоспособного населения должна увеличиться на 10,5 млн человек. И это все равно на 1,7 млн отстает от прогнозов Минтруда.
За чей счет компенсировать нужные экономике кадры?
У проблемы есть четыре пути решения.
Повышение производительности труда (самый привлекательный, на наш взгляд).
Между тем, согласно данным Минэкономразвития, за последние семь лет производительность труда в стране выросла на 8,2%. К 2030 году кабмин ставит целью увеличить производительность на 20,7%.
Самый привычный – ввоз рабочей силы из-за рубежа.
Только за 2024 год в Россию, по официальным данным, въехали более 6 млн иностранцев. Именно хранение, строительство, а также ряд производств, где, по данным министра Котякова будет расти спрос на рабочие руки, позволяют использовать труд неквалифицированных гастарбайтеров.
Насколько этот путь соответствует планам федерального центра – сложный вопрос. Однозначного ответа на него нет даже в опубликованной недавно Стратегии национальной политики до 2036 года. В ней «места повышенной концентрации определенных этнических общностей» названы угрозой для страны, но задача сократить число мигрантов не ставится. Однако государство требует, чтобы они не собирались в гетто, знали русский язык и усвоили общепринятые нормы поведения.
Третий путь – задержать пенсионеров на рабочих местах.
Пока создавался этот материал, в Госдуме в очередной раз опровергли планы провести пенсионную реформу 2.0, но это вряд ли остановит экспертов, многочисленные СМИ и телеграм-каналы, которые называют ее единственным решением проблемы старения населения в нашей стране.
Впрочем, частично закрыть потребности экономики могут сами пенсионеры, ведь примерно пятая их часть (7,3 из 40,6 млн) продолжает работать.
Четвертый путь – технооптимистичный.
Этот вариант обнаруживаем, к примеру, в недавнем докладе ВЦИОМ, в котором социологи представили несколько сценариев развития демографии в России до 2036 года.
Один из них предусматривает сохранение действующих трендов рождаемости без стимулирования миграции, но предполагает мощный скачок в роботизации производств, который даже с избытком компенсирует нехватку рабочих рук.
Согласно приведенному в исследовании прогнозу Минпромторга, к 2030 году на 10 тысяч «человеческих» работников в России придется 145 роботов. «Если все же роботизацию удастся запустить, куда «пристроить» порядка 10 млн высвобождающихся работников?» – задаются вопросом аналитики ВЦИОМ. Ответ – в прогнозе Минтруда.
