Новый законопроект о правительстве РФ дает возможность совмещать должности федерального министра или вице-премьера с губернаторством. Эксперты по-разному оценивают перспективы использования этой практики. Политологи считают, что такое совмещение может использоваться в случаях ЧС или в паузах, вызванных долгим поиском кандидатуры на пост главы региона. Эксперты также не исключают, что получить такое повышение могут успешные губернаторы, но это будут «единичные случаи». В то же время ряд наблюдателей сомневаются, что практика совмещения будет использована, учитывая необходимость погружения в региональную специфику и опасность концентрации власти в руках узкого круга людей.

В Госдуме обсуждают пакет законопроектов в развитие конституционных поправок, принятых на общероссийском голосовании в июле. Документы на рассмотрение депутатов внесены президентом Владимиром Путиным. Среди них – проект закона о правительстве РФ. Он подразумевает возможность совмещать должности федерального министра или вице-премьера с губернаторством или управлением новыми федеральными территориям.

Политконсультант, директор консалтингового агентства NPR Group Дмитрий Фетисов считает, что если такая норма останется в законе, то вряд ли она будет использоваться часто: «Скорее всего, мы столкнемся с такой логикой, что это будет применяться на практике только в крайних случаях, при необходимости – для стратегических регионов и для того, чтобы задействовать того или иного федерального управленца в том или ином регионе на кратчайший срок. Например, в случае если потребуется ввести антикризисное управление. И логика здесь простая, потому что полноценно работать в федеральной структуре и полноценно уделять внимание региону физически тяжело. Но если какие-то критические ситуации будут проявляться, вроде ситуации с Хабаровском, то такие прецеденты могут возникать».

По мнению Фетисова, федеральный центр не будет активно пользоваться возможностью совмещения постов министра и губернатора, учитывая имеющуюся систему подготовки кадров: «Случаи такого совмещения маловероятны, также потому, что это разрушит декларируемый администрацией президента принцип подготовки кадров. Если АП демонстрирует, что у нас много кадров, работает школа губернаторов, есть «Лидеры России», то подобными действиями по совмещению постов они будут сами рушить свой тезис».

Политолог, доцент департамента политологии Финансового университета при правительстве РФ Оксана Ерохина считает, что совмещения возможны в различном направлении: как федеральный министр может быть назначен губернатором, так и главы регионов могут получить повышение. Однако, по мнению Ерохиной, случаи такого совмещения будут единичными. «Мы уже видели примеры горизонтальной мобильности. В том смысле, что один и тот же губернатор может быть эффективен в разных регионах. Кроме того, продолжает существовать идея находить способных перспективных управленцев на разных уровнях власти и обеспечивать им продвижение в высшие эшелоны. В целом обновление управленческих кадров имеет место. Но это не быстрый процесс. Поэтому я бы не исключала, что кто-то получит продвижение по вертикали в рамках этой инициативы. Но на постоянной основе это вряд ли может быть использовано. Это не очень целесообразно, хотя бы потому, что территория страны огромна и управлять удаленно, постоянно не присутствуя в регионе, – это сомнительная история. Я не говорю даже о политических вопросах, о взаимодействии с элитами. Но это может быть использовано в случае чрезвычайных ситуаций. Если происходит какая-то ситуация, которая требует жесткого решения кадрового вопроса в отношении главы региона и нужно время для того, чтобы подобрать подходящую кандидатуру. То есть на исключительный случай такая практика может быть использована, но не постоянно», – сказала Ерохина.

Политолог, гендиректор Центра региональной политики Илья Гращенков считает, что совмещение постов министров с губернаторством не будет применимо на практике: «Мне кажется очень странной такая конструкция. Она была еще более оправданна, когда полпреды являются вице-премьерами. Но как можно совмещать пост федерального министра и губернатора или руководителя территории – представить тяжело. Это, скорее, напоминает царский подход. При Павле I на его приближенных навешивали кучу должностей. Если задача – максимально сконцентрировать власть в руках очень узкого круга людей, то такая конструкция эффективна. Если задача – повысить качество управления, то такая схема не подойдет. Потому что чем больше человек погружен в профильную историю, тем более он эффективен. Сложно совмещать две такие должности. Например, назначили губернатора министром промышленности. А как он будет из региона руководить российской промышленностью или из Москвы руководить регионом?»

Глава комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников заявил, что в настоящее время норма, которая дает возможность совмещения федеральной должности с губернаторством, «пока никак не наполнена».

Добавим, что по действующему законодательству вице-премьерам и федеральным министрам разрешается занимать только должности полномочных представителей президента в федеральных округах. В новой редакции формулировка звучит так: «…могут замещать иные государственные должности РФ, в том числе регионального и муниципального уровня».