После ДТП со смертельным исходом в Республике Алтай премьер-министр Михаил Мишустин призвал региональные власти вместе с бизнесом уделять более серьезное внимание безопасности при оказании туристических услуг, чтобы избежать подобных трагедий. По предварительной информации, перевозившее туристическую группу авто было неисправным, а у организаторов экскурсии на Каракольские озера не было лицензии на перевозку пассажиров.
Основатель ассоциации «Альянс туристических агентств», главный эксперт федерального ресурсного центра национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» Андрей Гаврилов отмечает, что сейчас нет возможности контролировать организаторов таких туров, законодательство не предусматривает над ними контроль. «Организаторы туров у нас находятся в некоем правовом вакууме. Когда идет отдельная одиночная группа на экскурсию, никаких мер мы предусмотреть не можем. Но сначала мы должны хотя бы в той части, что регламентируется правовыми актами, обеспечить соблюдение транспортной безопасности. И на это главы регионов должны обратить внимание. А для организаторов туров требуется разработка определенных нормативов на федеральном уровне, может быть даже внесение изменений в отраслевой закон или некие подзаконные акты, которые обеспечивали бы безопасность. Да и в принципе нужно понимать, что те люди, которые устроили тур на Каракольские озера, это ведь не туроператоры и не турагенты. Если мы это называем «экскурсионным бюро», то тогда нужно прописывать, что такое «экскурсионное бюро» в законе, и каким требованиям оно должно отвечать. И туда же прописывать требование к качеству услуг, которое будет предусматривать донесение информации, требования к достоверности. Чтобы турист не только безопасно добрался туда и обратно, но и получил качественную услугу, ради которой и ехал. Да, сейчас есть стандарты на туристические услуги, но они добровольные, и мы не можем наказать за их несоблюдение», – отметил эксперт.
Исполнительный директор Некоммерческой ассоциации «Альянс туристических агентств» Наталия Осипова отмечает, что спрос рождает предложение, и если бы туристы сами не поощряли нелегальных туроператоров, то трагедий было бы меньше. «Если я турист и я понимаю, что я могу дешевле, чем у туроператора, взять экскурсию, я беру, не задумываясь о последствиях. И я считаю, что, во-первых, это проблема неосведомлённости туристов, надо чаще говорить о том, что не надо связываться с левыми турфирмами. Нужно обязательно смотреть, есть ли эта турфирма в реестре, есть ли такое агентство на самом деле. Сейчас у нас есть два реестра – туроператоров и турагентов. Но проблема в том, что в этот бизнес нет порога входа, то есть мы с вами хоть завтра можем открыть такую компанию и зарегистрировать. И в случае трагедий я бы винила не губернаторов, а общественные туристические организации, которые должны были объяснить туристу, что есть реестр туроператоров, и нужно организованно ехать отдыхать, а не самостоятельно. Просто чтобы потом не читать в новостях про аварии, где перевернулся автобус или туристы пропали где-то. Есть специально обученные инструкторы, все должно быть легально. Есть турфирмы, с которыми можно безопасно работать, а если вдруг что случится, то на них лежит уголовная ответственность», – комментирует Осипова.