Правительство Республики Алтай в рамках реформы МСУ утвердило законопроект о ликвидации сельсоветов. Однако формат муниципальной реформы, выбранный администрацией губернатора Андрея Турчака, отличается тем, что допускает вариативность модели выборов глав администраций. Жители через местный депутатский корпус смогут сами определять, каким образом будут избираться главы вновь создаваемых муниципальных округов – посредством прямых выборов или депутатами из числа кандидатур, представленных главой Республики Алтай.

Политконсультант Игорь Кузнецов считает, что «гибридная реформа», которую предлагает Андрей Турчак, отличается более высоким уровнем политической вариативности. Ее выбор, по мнению эксперта, обусловлен задачами сохранить баланс между федеральными требованиями и специфическими особенностями региона и минимизировать возможное напряжение.

 «Удаленные от райцентра села, как и сами райцентры, с учетом высокого конфликтогенного потенциала местных элит, играют ключевую роль. Здесь для жителей историческая традиция – наличие «вождей» на местах. Публичный сигнал о полном отказе от выборов мог бы спровоцировать недовольство и вызвать раздражение и пассивное сопротивление, что повлечет за собой сбои в управлении. В таких условиях сохранить возможность прямых выборов и вариативность процедур избрания глав районов — компромиссный шаг, позволяющий ещё на старте снять риски.

Политико-административная цель реформы — соответствуя федеральной линии реформирования МСУ, сохранить управляемость, обеспечив общественную легитимность. В условиях национальных республик, когда федеральные стандарты зачастую воспринимаются жителями малых, удаленных сел с настороженностью, — это важно вдвойне. Возможность оставить прямые выборы — потенциальное «окно возможностей» для смягчения конфликта, позволяющее при этом модерировать процессы в зависимости от ситуации в каждом конкретном районе.

Здесь Турчак демонстрирует гибкость, необходимую для сохранения баланса между федеральными требованиями к унификации и специфическими особенностями управления в своем регионе. Он дает сигнал и элитам, и обществу, что видит их обеспокоенность. В этом смысле у Турчака одинаково хорошо получается и в медийку, и в управление»,  – прокомментировал Кузнецов.

Директор Алтайского центра политконсалтинга Катерина Сергеева  отмечает, что предложенная Турчаком конфигурация реформы не требует кардинальных изменений в действующие нормативно-правовые акты Республики Алтай.

«Андрей Турчак двигается в логике того, что недавно правительство и так приводило республиканское законодательство в соответствие с федеральным», – отмечает Сергеева. При этом эксперт считает, что в регионе нет рисков непринятия законопроектов ни в одном из районов, а население воспримет реформу нейтрально.

«Главное для жителей — это выполнение полномочий, предусмотренных нормами местного самоуправления. Большинство понимает, что на уровне сельсовета сложно решать серьезные проблемы из-за нехватки средств. Успех реформы во многом будет зависеть от качества информирования жителей и организации публичных слушаний. Поэтому власти спокойно отдали право выбора на усмотрение райсоветов, но все равно будет выбрана та модель, которая рекомендована внутриполом региона», – считает Сергеева.

Кузнецов также акцентирует внимание на том, что у жителей существует запрос на качественное объяснение сути реформы, и ему как раз отвечает публичная критика Турчаком своего полпреда за формальный доклад на бюрократическом языке.

«Важно, чтобы жители региона понимали суть изменений: что они приобретают, что теряют и как им будут компенсироваться эти потери. В целом, задача Турчака — сбалансировать федеральный курс на централизацию с сохранением управляемости на местах, не дать потенциальной оппозиции сильных поводов для критики, и обеспечить гибкую систему реагирования на запросы жителей республики», – подытожил эксперт.