Эксперты считают, что назначение врио главы Дагестана Владимира Васильева говорит о том, что кадровый резерв у федерального центра в отношении Северного Кавказа не велик. По их мнению, появление Васильева в республике негативно может быть воспринято местными элитами, которые привыкли, что во главе республики один клан меняет другой. Тем не менее политологи отмечают важность смены власти в Дагестане накануне выборов президента, поскольку к бывшему главе региона Рамазану Абдулатипову накопилось множество претензий.
Большинство экспертов называют неожиданным назначение врио главы Дагестана Владимира Васильева, ранее возглавлявшего фракцию «Единой России» в Госдуме. Указ о его назначении подписал президент России Владимир Путин. Васильев сменил ушедшего в отставку с поста главы Дагестана Рамазана Абдулатипова.
Старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО Вадим Муханов считает, что у Васильева могут возникнуть сложности при работе в Дагестане: «Василев последние десятилетия никак не связан с Дагестаном. Это человек, который давно не занимался практической политикой. Это человек, который крепко связан с федеральным центром и правящей партией. Месседж идет от Москвы, что мы назначаем близкого нам человека. Но большой вопрос, справится ли Васильев с ситуацией в Дагестане, особенно, что он не является специалистом ни по Дагестану, ни по Северному Кавказу. Его практическая деятельность в системе МВД была давно. Для Северного Кавказа приоритетны политики-практики, люди, которые имеют сплоченную, серьезную команду, которая будет разрулировать различные ситуации на местах. Нужны практики, разбирающиеся в этносоциальной ситуации».
По словам Муханова, назначение Васильева свидетельствует о том, что кадровый резерв у федерального центра в отношении Северного Кавказа не велик: «Кроме того, нарушен принцип, по которому должен был назначаться главой республики кто-то из крупнейших народностей Дагестана. Васильев стопроцентный варяг. Поэтому серьезный вопрос в том, как он будет срабатываться с местными элитами. Также вопрос, сможет ли он справиться с нынешней ситуацией в республике, потому что проблем много и отставка Абдулатипова показала, что федеральный центр не доволен тем, что происходит в Дагестане, и тем, как действовал Абдулатипов».
Руководитель Центра изучения Центральной Азии, Кавказа, Урала и Поволжья Института востоковедения РАН Аликбер Аликберов отметил, что в самом Дагестане появление Васильева будет воспринято по-разному. «Общество неоднородно. Этнические восприятия никто не отменял, и разные этнические сообщества будут по-разному относиться к врио главы региона. Отдельные кланы, которые были у власти, ожидали, что будет смена одного клана на другой. Правящий класс Дагестана был заинтересован в продолжении той парадигмы, которая существовала, когда один клан менялся другим. С другой стороны, клановость мешает работать. И приход нового человека многими воспринят позитивно. Когда представитель какого-то народа становится руководителем региона, появляются завышенные ожидания со стороны определенных людей и этнических сообществ».
При этом Аликберов не исключает некоторых изменений в отношениях федерального центра с Дагестаном после назначения Васильева: «Самое главное здесь в том, что финансовые потоки будут распределяться справедливо. В этом смысле надежнее и больше доверия тем людям, которые не связаны ни с одним кланом».
Эксперты также предполагают, что смена Абдулатипова на Васильева позволяет Кремлю успокоить ситуацию в регионе накануне президентских выборов. «В Дагестане накопился и последние годы давал о себе знать значительный уровень социального недовольства и конфликтов по разным направлениям. Сейчас назначена в республику мощная федеральная фигура. Теперь все стороны этих конфликтов будут присматриваться к врио главы и искать к нему подходы. Я думаю, что до президентских выборов это будет главным занятием в Дагестане. Тем самым тактическая цель достигнута. Каких-то эксцессов в регионе, проявлений недовольства не будет», – считает кавказовед, старший научный сотрудник РАНХиГС Константин Казенин.
Он также отметил, что в Дагестане впервые главой республики назначен не местный человек, и «в этой связи многие в Дагестане говорят о деградации местной элиты».
Добавим, что экс-глава Дагестана ранее поддержал решение о назначении Васильева врио главы республики.