Недовольства в Дагестане могут вспыхнуть в случае, если окажется, что глава республики Владимир Васильев причастен к аресту братьев Магомедовых. Пока же несогласие жителей выплеснулось в широкое обсуждение в соцсетях. Репутация Зиявудина Магомедова в республике очень высока благодаря большому количеству благотворительных проектов, поэтому многие в Дагестане считают арест несправедливым и даже склонны расценивать его как атаку силовиков на республиканские элиты.
Одной из ключевых тем обсуждения в соцсетях Дагестана в последние дни стал арест известных предпринимателей – братьев Магомедовых. Их задержание вызвало в республике гораздо больший резонанс, чем уголовные дела в отношении высокопоставленных чиновников, и многими воспринимается как атака силовиков на местные элиты.
Зам главного редактора махачкалинской газеты «Черновик», политобозреватель Магомед Магомедов в разговоре с «Клубом Регионов» подтвердил, что жители республики активно выражают недоумение и недовольство по поводу ареста братьев-олигархов. «Зиявудин Магомедов в глазах дагестанцев не выглядит злым олигархом. Для большинства республики он благотворитель, меценат, интеллектуал, который поддерживал не только спорт, но и технологические, инновационные, культурные проекты. В частности, его Фонд «Пери» способствовал популяризации робототехники среди школьников. В этом плане репутация Магомедова очень хорошая в республике, и его арест, который не находит каких-то понятных причин, здесь воспринимается неоднозначно», – говорит политобозреватель.
При этом зам главреда «Черновика» уверен, что в данный момент ждать каких-то серьезных волнений не стоит. Однако они могут возникнуть в том случае, если обнаружится причастность к аресту Магомедовых главы республики. «Кредит доверия Владимиру Васильеву достаточно высок. Главное, чтобы не оказалось, что Васильев причастен к этому действу. Проявление недовольства пока ограничивается обсуждением в соцсетях. Был только один случай, когда человек вышел на пикет в Махачкале. Магомедовы, конечно, могут организовать какие-то протестные акции, но пока они в этом не заинтересованы, как и их сторонники, которые все-таки надеются на благополучный исход. Поэтому говорить о каких-то народных волнениях, которые могут носить незаконный оттенок, рано. От муфтията также не стоит ждать каких-то протестных действий, несмотря на то что Магомедов был их благотворителем тоже. Должно произойти что-то из ряда вон выходящее, чтобы муфтият начал негативно высказываться по проводу ареста и предложил провести шествие или митинг. Скорее, инициаторами каких-то активных действий могут быть спортсмены или гражданские активисты».
Старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности Института международных исследований МГИМО политолог Вадим Муханов согласен с тем, что арест братьев Магомедовых мог вызвать недовольство у жителей республики, но это не тот повод, который способен привести к широкомасштабным акциям протеста. В первую очередь потому, что «сейчас в республике другая повестка и масса острых вопросов, которые реально волнуют жителей». В подтверждение своих слов эксперт предлагает вспомнить историю с другими не менее известными и влиятельными в республике братьями-олигархами – Билаловыми. «История перед Олимпиадой в Сочи, когда их интересы столкнулись с интересами высокопоставленных чиновников, вынудила Билаловых в спешке покинуть страну. Их объекты перешли в собственность других людей, как и корпорации, которые они возглавляли. Билаловы были не менее известны, влиятельны и уважаемы в республике, однако массовых акций в их защиту не наблюдалось. Так будет и сейчас. И если какие-то единичные акции мы увидим, то, скорее, они будут демонстрировать влияние и вес группы «Сумма» в республике, а не протест жителей», – резюмировал политолог.