«До 2013г. Кизлярский коньячный завод находился в республиканской собственности Дагестана. И после скандала, связанного со сменой руководства предприятия и желанием предыдущего губернатора [Рамазана Абдулатипова] видеть там своих родственников, оно было передано в федеральную собственность. Сегодня его продукция – бренд, который пользуется стабильным спросом, поэтому ни о какой убыточности и неэффективности речи нет. Его рентабельность может улучшиться, если завод приобретет хороший руководитель. Но пока непонятно, кто это будет.

У Махачкалинского порта есть свои загрузочные мощности. Сейчас он загружен на 50–70%, а с учетом того, что на Каспии есть и другие порты, в том числе астраханский (планируют построить порт Оля и еще один в Калмыкии), эта загрузка может сократиться. Поэтому каких-то весомых преимуществ от передачи в частные руки этого объекта я не вижу. Это в любом случае будет убыточное предприятие, которому потребуются государственные средства. Возможно, останется перевалка нефтепродуктов и цемента. Транспортный коридор «Север – Юг» завязан на Иране, а с учетом политических проблем этой страны полной загрузки каспийских портов можно ждать нескоро.

Понятно, что порт не купит какой-то человек со стороны. Это будет кто-то системный, понимающий всю значимость объекта, учитывающий мощности каспийской флотилии. Пока в числе интересантов покупки Махачкалинского порта называют структуры Сулеймана Керимова. Структуры Зиявудина Магомедова также раньше назывались, но в свете уголовных дел они уже не входят в список покупателей. Пока остается вопрос, будут ли на этот пост претендовать структуры, связанные с Чечней. В любом случае новый собственник будет государственно ориентированным, поэтому порт просто и органично вольется в транспортный узел «Север – Юг» без каких-то конфронтаций».

Подготовлено экспертно-аналитическим центром «Юг»