Глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров пытается дискриминировать муфтият республики и завладеть его собственностью, заявил в открытом обращении к полпреду президента в СКФО Олегу Белавенцеву глава Духовного центра мусульман Ингушетии муфтий Иса Хамхоев. Это обращение можно считать своеобразным ответом на требование Евкурова к главам муниципалитетов не допускать политизации проповедей имамов. Опрошенные «Клубом Регионов» эксперты отмечают, что противостояние муфтията и Евкурова длится не один год, а его истоки кроются в достаточно «оригинальной» для СКФО позиции главы, который отказался поддерживать традиционный ислам, говорит кавказовед Ахмет Ярлыкапов. Востоковед Аликбер Аликберов заметил, что данный конфликт так или иначе затрагивает всех жителей Ингушетии и только вредит республике. Хотя «в нашей стране власть всегда побеждает, но вот какой ценой – это уже другой вопрос», добавил Аликберов.
Глава Духовного центра мусульман (ДЦМ) Ингушетии муфтий Иса Хамхоев требует от полномочного представителя президента на Северном Кавказе Олега Белавенцева «принять должные меры» по отношению к главе республики Юнус-Беку Евкурову в связи с политикой, которую власти ведут в отношении духовенства. В открытом обращении к полпреду Хамхоев заявил, что Евкуров дискриминирует духовенство и пытается применять к нему «новые рычаги воздействия», включая «попытки присвоения собственности духовенства и судебные тяжбы по изъятию земли, выделенной для строительства мечети в Магасе».
Это обращение было опубликовано спустя несколько дней после того, как Евкуров поручил руководителям муниципальных образований совместно с управлением по делам религии и главами религиозных общин «провести превентивные мероприятия с целью недопущения политизации проповедческого служения в мечетях республики». В таких формулировках о поручении Евкурова сообщила пресс-служба главы республики. Он также заявил, что имамы в своей деятельности не должны руководствоваться политической парадигмой или интересами определенных духовных институтов. «Общим приоритетом и власти, и религии является стремление к укреплению мира и благоденствия», – подчеркнул глава региона.
Хамхоев в письме к Белавенцеву сообщил, что позиция имамов основывается на соблюдении закона РФ и конституционных прав и «никакие действия не заставят отступить от буквы закона и смириться с беспределом местных чиновников».
3 марта ДЦМ собирается провести в Магасе сход граждан на месте строительства той самой мечети, землю под которой власти сейчас якобы хотят изъять. Руководство Магаса отказалось согласовывать акцию, а прокуратура грозит Хамхоеву уголовным преследованием, если сход состоится.
Ингушский историк и политолог Анжела Матиева отказалась обсуждать сложившуюся ситуацию с «Клубом Регионов». «Это внутреннее дело нашей республики, и, какой бы сложной ситуация ни была, всегда можно найти понимание. И я думаю, это понимание будет найдено», – сказала она.
Старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа МГИМО Ахмет Ярлыкапов отметил, что конфликт между Евкуровым и муфтиятом длится уже несколько лет и вызван позицией, которую занял глава региона. «В отличие от остального Северного Кавказа, где главы республик во всю поддерживают так называемый традиционный ислам, в Ингушетии Евкуров пытался встать над конфликтом суфиев и салафитов и не дать вывести салафитов из внутренней жизни [ярым борцом с салафитами как раз является Хамхоев]. Естественно, это вызвало отторжение со стороны суфиев. Сама эта ситуация достаточно нетипична для российского Кавказа, она очень оригинальная, но путей решения пока не видно, потому что для суфиев идеологически абсолютно неприемлемы салафиты, но и глава республики тоже не может идти на попятную и держится за свою позицию, которая в общем-то является государственнической – не поддерживать какую-то одну сторону в мусульманском сообществе, а пытаться сделать так, чтобы они шли друг с другом на контакт», – пояснил эксперт. Особых перспектив у этой инициативы Ярлыкапов не видит. Он сомневается, что одна из сторон может пойти на уступки. «Да и потом, ингушский муфтият – это достаточно серьезная структура, и суфизм в Ингушетии достаточно силен и вплетен в этническую структуру. То есть это очень серьезная структура с очень серьезным влиянием. Так что у них тоже есть своя сила и свои ресурсы», – сказал собеседник.
По мнению Ярлыкапова, противостояние Евкурова и муфтията только продолжится, поскольку точка в этом конфликте, по его словам, может быть поставлена либо с отставкой главы республики, либо со сменой главы муфтията. «Но Евкуров пытался это сделать, и у него ничего не получилось», – подчеркнул эксперт.
Руководитель Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья Института востоковедения РАН Аликбер Аликберов в беседе с «Клубом Регионов» обратил внимание, что конфликт руководства Ингушетии с муфтиятом «затрагивает всех в республике»: «Вопрос стоит о взаимодействии власти и религиозных организаций». И в этом смысле позиция Евкурова, «основанная на законодательстве», по словам Аликберова, абсолютно противопоставлена видению ситуации, которая существует в исламе. «Конфликт основан на непонимании роли и значения религии в жизни общества. Во-первых, муфтий Ингушетии, конечно, пытается играть самостоятельную роль политической силы, и в этом оппозиционном значении он не совсем угоден власти. Но здесь нельзя ставить вопрос таким образом, что он именно как оппозиционер не угоден. Есть причины, по которым Евкуров не может принять ситуацию такой, как она есть. Она заключается в том, что на Северном Кавказе духовное управление мусульман часто представляет собой крепость верующих внутри «мира безверия», и в эту крепость они пускают только своих проверенных людей. А по идее глава мусульман должен быть главой всех людей, обо всех заботиться, а в Ингушетии он порой еще и обостряет отношения между «верующими» и «неверующими», и там эти группы друг на друга смотрят как на потенциальных врагов. И проблема в том, что до сих пор не существует ясных правил, общих для всей общины принципов, которые бы все понимали и все исполняли, и понимания того, что власть и духовные лидеры должны обязательно взаимодействовать для решения важных для мусульман проблем. И это понимание достигается не за счет компромиссов, а путем конфликтов, которые, к сожалению, редко приводят к конструктивным решениям», – поделился своим мнением Аликберов.
Сам эксперт заметил, что «на стороне Евкурова закон», который устанавливает равенство между «верующими» и «неверующими» и между религиозными и светскими организациями. «У главы республики своя логика, и он пытается ее четко отстаивать. Религиозные люди исходят из своих представлений о том, как должно быть, иначе как объяснить, что муфтий республики пытается делать политические заявления о борьбе с ваххабитами, не согласовав их с главой республики. Но когда дерутся двое, то ни на чьей стороне нет преимущества. Один выигрывает в глазах одних и проигрывает в глазах других. Ни Евкурову, ни Хамхоеву это не добавляет очков, сложившаяся ситуация идет во вред всей Ингушетии», – сказал Аликберов. Он уверен, что в республике достаточно авторитетных людей, которые исходя из ценности и важности сохранения мира и согласия в народе могли бы решить этот конфликт, «не вынося его в публичное пространство и не становясь предметом обсуждения для всей страны». Прогнозируя развитие ситуации, Аликберов заявил: «В нашей стране власть всегда побеждает. Но вот какой ценой – это уже другой вопрос».