Эксперты отмечают, что федеральное внимание к вопросу транспортной и логистической доступности Калмыкии может быть связано как с необходимостью стимулировать экономику региона, так и с международными проектами создания транспортных коридоров по всему югу России.
В Калмыкии более 5 тыс. км дорог общего пользования, из которых около 728 км – федеральных. Регион находится на пересечении транспортных путей между Северным Кавказом и южными регионами страны, плюс к этому имеет собственный выход к Каспийскому морю. По мнению директора Института социально-экономических исследований Финансового университета при правительстве РФ Алексея Зубца, когда регион расположен на перекрестке путей в европейской части России, граничит с развитыми аграрными и промышленными центрами, игнорировать эти возможности для развития собственной экономики и повышения доходов населения было бы неправильно. Однако Калмыкия много лет оставалась в числе беднейших регионов страны.
«Региональная сеть в любой точке страны, в том числе в Калмыкии, – это инструмент экономического роста, – объясняет Зубец. – Если до какой-то территории доехать невозможно, ведение бизнеса на этой территории также становится невозможным».
Эксперт считает, что активное дорожное строительство может являться и социальным инструментом. По его словам, практически в любом регионе России опросы населения показывают: развитие дорожной сети входит в пятерку главных локальных проблем, по мнению жителей, и Калмыкия вряд ли будет исключением. «Народ хочет нормальных дорог», – говорит Зубец.
Депутат ГД РФ, кандидат технических наук Виктор Зубарев напомнил, что выход из экономических кризисов лежит через строительство инфраструктуры – это показывает опыт России и других государств.
«Вокруг дорог и дорожного строительства создаются инфраструктура, рабочие места, увеличивается объем перевозок. В пандемийный период экономика требует таких драйверов. И то, что глава Калмыкии Бату Хасиков сделал ставку на дороги, – это один из вариантов ускоренного экономического развития. Когда глава региона видит будущее в развитии туризма, транзита через республику, это позитивный сигнал и правильное решение, с моей точки зрения», – комментирует ситуацию собеседник АЦ «Юг».
Алексей Зубец также считает, что федеральная поддержка развития дорог в республике ориентирована на развитие региональной экономики и стимулирование туризма. Но лишь отчасти. Эксперт сообщил, что Калмыкия может стать частью межнациональных транспортных торговых коридоров с севера на юг – в страны Закавказья, Средней и Центральной Азии. Факт получения республикой дополнительной федеральной поддержки на обновление дорог может свидетельствовать, что в регионе сформировалась работающая система управления крупными ответственными проектами и ее характеристики устраивают федцентр.
«Несомненно, важны деловые качества человека, который участвует в управлении такими крупными проектами для страны и региона. И то, что с главой республики руководители федерального уровня ведут переговоры на эту тему, говорит о том, что такое доверие есть», – заключил Зубец.