Журнал Forbes назвал столицу Калмыкии Элисту в числе самых недооцененных городов России. Было отмечено, что в городе множество богато украшенных буддийских храмов, которые стоит увидеть. Между тем о туристическом потенциале региона говорят уже несколько лет, заявляя, что туризм должен стать локомотивом для развития других отраслей, однако дальше дело не идет. По мнению политолога Виталия Арькова, медленное развитие туркластера в Калмыкии обусловлено рядом причин – как объективных, так и субъективных.

«Первая причина – это транспортная доступность. В Элисте нет сквозного железнодорожного сообщения. Раньше в республику ходили поезда из Ставрополья, но потом это стало экономически невыгодно. Есть самолеты, но это тоже достаточно дорого. При экс-губернаторе Орлове администрация республики субсидировала авиаперевозки, осталась ли сейчас эта льгота – неизвестно. Сейчас вся надежда на транспортный коридор «Север – Юг», строительство которого, возможно, затронет и Калмыкию.

Бывшие руководители республики – и Орлов, и Илюмжинов – делали ставку на туризм. С их подачи в Элисте строился «Шахматный город» и учреждался Фестиваль тюльпанов. Новый губернатор Бату Хасиков в силу психологических особенностей не придает этому того же значения, его больше интересуют другие вопросы. Хорошо, если ему удастся сохранить то, что есть сегодня.

Во-вторых, несмотря на то что в Калмыкии в целом есть что посмотреть (пусть даже это туризм выходного дня), там практически отсутствует инфраструктура. Элиста – маленький город, весьма аутентичный, с населением в 100 тыс. Едут туда в основном «дикие» туристы или небольшие группы из соседних регионов, которыми занимаются местные турагентства.

В-третьих, российские туристы, выбирая, где провести отпуск, скорее поедут на Алтай, а не в Калмыкию, скорее всего, из-за ограниченной информации о местных достопримечательностях. И это задача властей как региональных, так и федеральных: нужно развивать внутренний туризм в целом. Можно, к примеру, сделать комплексный продукт с Астраханью и Волгоградом и повысить интерес туристов из других регионов втрое».

Подготовлено экспертно-аналитическим центром «Юг»